Smoky eyes        08.01.2024   

Жизнь гринева в родительском доме с цитатами. Воспитание Петруши Гринева в родительском доме

Одни из центральных персонажей повести «Капитанская дочка» – родители Гринёва: отец Андрей Петрович, премьер-майор в отставке, в молодости служивший при графе Минихе (военачальнике, прославившемся в войнах с Турцией), и мама Авдотья Васильевна, дочь бедного дворянина. Симбирские помещики, владельцы 300 душ.

Оба – представители наиболее интеллигентной части общества, люди по тем временам достаточно образованные, культурные. Любимое занятие отца – чтение Придворного календаря и комментарии по поводу прочитанного. Мать, прожившая с отцом много лет, «знавшая наизусть все его свычаи и обычаи», старалась календарь куда-нибудь подальше запрятать. Новости о каком-нибудь бывшем сержанте, а ныне генерале и орденоносце неизменно портили настроение Андрею Петровичу, и тот погружался «в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго». Таким образом, Авдотья Васильевна берегла доброе расположение духа своего супруга.

В семье царили незыблемые патриархальные порядки. Слово главы семейства было законом, домашние неукоснительно выполняли распоряжения. Мама увлекалась рукоделием, «молча вязала шерстяную фуфайку», готовила блюда русской кухни, варила варенья. Своего ненаглядного сыночка, единственного оставшегося в живых, она ласково называла Петрушей. Мальчик рос в атмосфере любви, заботы. Его опекал бывший стремянный Савельич, человек глубоко преданный всему семейству, грамотный, умный, непьющий. Одно время воспитанием Петра Гринёва занимался мосье Бопре, выписанный из Москвы, бывший брадобрей, но поступок этот сам отец Гринёва посчитал впоследствии ошибочным.

Гринёв-старший хотел видеть сына настоящим офицером, воином. Он изменяет «пункт приписки» к Семеновскому полку, расквартированному в Петербурге, и отправляет юношу в глушь, чтобы «пороху понюхал». «Пускай послужит он в армии, да потянет лямку…» Таким образом, на формирование взглядов и характера Петра самое непосредственное влияние оказали строгое отцовское воспитание, нежная любовь матери, близость к природе, общение со справедливым и толковым Архипом Савельичем. По желанию батюшки, воспитание Гринёва предполагало привитие ему высоких морально-волевых качеств и почти не касалось освоения наук.

На протяжении всей повести родители не раз существенно повлияют на поведение и мироощущение сына. Так, узнав, что Петр участвовал в дуэли, отец очень серьезно отчитает его. Когда возникнет необходимость, симбирские помещики примут к себе Машу, оставшуюся без крова над головой после захвата крепости. И сделают это «с тем искренним радушием, которое отличало людей старого века. Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту».

На последних страницах показано, как тяжело пережила беду искренняя в своей преданности императрице семья Гринёвых, как подкосило страшное известие отца и мать. «Сей неожиданный удар едва не убил отца моего…», « Дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями! Стыд и срам нашему роду!» А матушка, как всегда, стремясь нейтрализовать приступы меланхолии и отчаяния, «не смела при нем плакать и старалась возвратить ему бодрость, говоря о неверности молвы». Конечно же, родители не поверили наветам, они своего сына знали лучше. Для Гринёвых поступиться честью – немыслимо.

Незримая связь Петра с отчим домом, особенно ее духовная, эмоционально-чувственная составляющая, прочна, неразрывна, надежна. Сын делает все, чтобы не посрамить фамилии, быть достойным наследником бережно хранимых семейных традиций и уважаемым в обществе человеком. Ему это сполна удается.

Тест по произведению

Тема Дома

в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Дом Гринёвых - жизненная и нравственная крепость с глубокими и мощными нравственными корнями.

План:

1.Провинциальное семейное «гнездо» Гринёвых (вступление).

2 .Оцовское начало - символ Дома Гринёвых.

3.Роль материнской линии в доме Гринёвых.

4.Прочный семейный союз-главная ценность Дома Гринёвых.

5.Влияние семьи и дома на становление характера сына.

6.Уважение и любовь к родному «гнезду» – главная черта русского Дома 18 века.

В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» перед нами два дома - дом Гринёвых и дом капитана Миронова. Сначала мы знакомимся с провинциальным семейным «гнездом» Гринёвых.

Хозяином и главой этого семейства является Гринёв - старший. Человек принципиальный, благородный, обладающий понятием чести, долга, собственного достоинства. Отец - суровый, но справедливый. Мы узнаём, как отец Петруши строго обошёлся с французом - учителем Бопре за его безнравственное поведение.

В доме Гринёвых размеренный, неторопливый ритм жизни, где каждый занят своим делом.

В таких семьях ребёнок проходил программу начальной школы. А от средств и состояния родителей зависело, кто и как будет дальше учить ребёнка. В «Капитанской дочке - это Савельич. Петруша выучился грамоте в двенадцать лет.

В романе мы видим самый ответственный момент - когда надо решить судьбу единственного сына. Нелегко досталось Гринёву-отцу решение судьбы единственного сына. В родном доме отец благословил сына на службу и дал такие наставления: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся… и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Отцовское начало-это символ Дома Гринёвых. Андрей Петрович любит своего сына, заботится о нём. Но главное для отца - сохранить в сыне те понятия чести и долга, которыми он напутствовал его. Отца волнует,что его сын «шпагу носить ещё не достоин».

А. С. Пушкин показывает стройную картину Дома и семьи.

Мать - мягкая, добрая, ласковая. У неё Петруша был баловнем, единственным и любимым сыном. Он чаще старался быть рядом с матерью. Авдотья Васильевна не только нежная и любящая мать, но и хозяйка Дома. Она по-матерински относится и к слугам, старается понять их.

Пушкин обращает внимание на то, что модели поведения матери и отца в доме различны. Но это различие создаёт в Доме возможность удивительно прочного союза, нерасторжимость единства в Доме, что является главной ценностью русского Дома и русской Семьи.

Дом и Семья Гринёвых – это жизненная и нравственная крепость, где кроются глубокие и мощные нравственные корни. Именно из этой крепости вынес Пётр Андреевич Гринёв те нравственные ценности и ориентиры, которые так помогли ему в жизни.

Продолжение следует…

Автор повести показывает, как мальчик вырос в среде, типичной для помещичьих семей того времени. Его наставниками были дворовый дядька Савельич и французский па рикмахер Бопре, выдававший себя за учителя. Еще до рождения он «был записан в Семеновский полк сержантом» . Понятно, что в таких условиях, в каких воспитывался юноша, он не мог получить очень глубокого и основательного образования. Он «выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля» . Поскольку один из его наставников был французом, разумеется, Петр в определенных пределах изучил родной язык своего учителя. В родительском доме он жил беззаботно, не имея привычки серьезно задумываться о каких-либо проблемах, а тем более решать важные жизненные вопросы: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками» . Отец внезапно решает, что пора переменить праздный образ жизни сына - пора тому оправляться на службу. Юноша в восторге, он уже предвкушает жизнь в Петербурге, полную веселья и удовольствий. Однако отец понимает, что для личностного развития его сына праздная жизнь офицера гвардии ничего не даст: «Чему он научится, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да будет солдат, а не шаматон» . Итак, все блестящие надежды молодого человека рушатcя: вместо Петербурга он отправляется в Оренбург, а оттуда его направляют в Белогорскую крепость. Все это вызывает уныние в душе юноши: «...к чему послужило мне то, что еще в утробе матери я был уже гвардии сержантом! Куда это меня завело? В *** полк и в глухую крепость на границу киргиз-кайсацких степей!. . »
днако воля отца для Петра, как и для большинства молодых людей того времени - закон; с ней нельзя спорить, ей можно только безропотно покориться. Перед разлукой отец напутствует сына; в немногих сказанных им словах заключен огромный смысл, он кратко, но емко говорит о том, в чем же состоит честь дворянина. Несмотря на свою молодость и свойственное этому возрасту легкомыслие, юноша навсегда запомнит слова отца и не изменит его заветам: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду» .
В своей повести «Капитанская дочка» Пушкин показал, как постепенно преображается личность его героя. От природы в нем заложено много достойных качеств, но подлинного раскрытия они достигают только в жизненных испытаниях, и мы видим, как легкомысленный юноша, почти мальчик, становится мужчиной, зрелым человеком, способным отвечать за свои поступки.

Жизнь петруши в родительском доме(описание)

  • Автор повести показывает, как мальчик вырос в среде, типичной для
    помещичьих семей того времени. Его наставниками были дворовый дядька
    Савельич и французский па рикмахер Бопре, выдававший себя за учителя.
    Еще до рождения он «был записан в Семеновский полк сержантом». Понятно,
    что в таких условиях, в каких воспитывался юноша, он не мог получить
    очень глубокого и основательного образования. Он «выучился русской
    грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Поскольку
    один из его наставников был французом, разумеется, Петр в определенных
    пределах изучил родной язык своего учителя. В родительском доме он жил
    беззаботно, не имея привычки серьезно задумываться о каких-либо
    проблемах, а тем более решать важные жизненные вопросы: «Я жил
    недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».
    Отец внезапно решает, что пора переменить праздный образ жизни сына -
    пора тому оправляться на службу. Юноша в восторге, он уже предвкушает
    жизнь в Петербурге, полную веселья и удовольствий. Однако отец понимает,
    что для личностного развития его сына праздная жизнь офицера гвардии
    ничего не даст: «Чему он научится, служа в Петербурге? мотать да
    повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да будет
    солдат, а не шаматон». Итак, все блестящие надежды молодого человека
    рушатcя: вместо Петербурга он отправляется в Оренбург, а оттуда его
    направляют в Белогорскую крепость. Все это вызывает уныние в душе юноши:
    «...к чему послужило мне то, что еще в утробе матери я был уже гвардии
    сержантом! Куда это меня завело? В *** полк и в глухую крепость на
    границу киргиз-кайсацких степей!.. »
    днако воля отца для Петра, как и
    для большинства молодых людей того времени - закон; с ней нельзя
    спорить, ей можно только безропотно покориться. Перед разлукой отец
    напутствует сына; в немногих сказанных им словах заключен огромный
    смысл, он кратко, но емко говорит о том, в чем же состоит честь
    дворянина. Несмотря на свою молодость и свойственное этому возрасту
    легкомыслие, юноша навсегда запомнит слова отца и не изменит его
    заветам: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их
    лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не
    отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

    В своей повести «Капитанская дочка» Пушкин показал, как постепенно
    преображается личность его героя. От природы в нем заложено много
    достойных качеств, но подлинного раскрытия они достигают только в
    жизненных испытаниях, и мы видим, как легкомысленный юноша, почти
    мальчик, становится мужчиной, зрелым человеком, способным отвечать за
    свои поступки.

  • Первая же глава повести даёт чёткое представление о жизни Гринёва в родительском доме.

    В его отце уживались высокие представления о чести и долге дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, которое отмечало «людей старого века» и замашки крепостника. Мягкая, но безвольная мать; честный и преданный недалёкий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки – вот окружение Петруши в детские годы. Поэтому неудивительно, что познания по окончании курса домашнего воспитания ограничивались умением судить о «свойствах борзого кобеля», кое-как читать по-французски и драться на шпагах. В нравственных понятиях царила самая невероятная путаница. «Верхом благополучия человеческого» он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем – весёлую жизнь в Петербурге.

    Нельзя сказать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца, хотя, конечно, многое и главное запало ему в душу. Недаром он, пусть и в иронической форме, но в духе своих юношеских воззрений объясняет оренбургскому генералу смысл поговорки «Ежовые рукавицы». Выросший на деревенском приволье, вдалеке от светского общества, Гринёв научился непредвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные замашки, но вместе с тем прямоту и честность.

    Самостоятельная жизнь Гринёва, которая начиналась с момента отъезда из родного дома, это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Первый удар иллюзиям наносит отец, так как решает отправить сына в армию. Две стороны характера раскрываются в эпизодах встреч с Зуриным и «вожатым». Мечта о весёлой и беззаботной жизни исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь стыдом и раскаянием, зато встреча с «вожатым» даёт толчок проснуться в душе Гринёва тому хорошему, что вынес герой из родительского дома.

    Наказы отца:
    Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.
    Служи верно, кому присягнёшь.
    Береги платье снову, а честь смолоду.
    Эти слова запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам, герой пытается строить свою жизнь. Но не всё в ней складывается так гладко, как хотелось бы.
    Начинается самостоятельная жизнь героя – это путь многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Мечта о веселой и беззаботной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Гринёв разбранил Савельича, но Петрушу мучает совесть. А пока у человека есть совесть, это позволяет ему становиться лучше. Наутро он просит прощения у Савельича, раскаивается.
    Жизненная дорога Гринёва – это дорога чести, совести, правды. Несмотря на ошибки героя повести, перед нами, читателями, вырастает образ честного, доброго, отважного человека, способного к большому чувству, верного любви, живущего по совести. Эти качества являются основными, они и делают его таким привлекательным.
    Ну если это Гринёв?!

Первая же глава повести даёт чёткое представление о жизни Гринёва в родительском доме.

В его отце уживались высокие представления о чести и долге дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, которое отмечало «людей старого века» и замашки крепостника. Мягкая, но безвольная мать; честный и преданный недалёкий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки – вот окружение Петруши в детские годы. Поэтому неудивительно, что познания по окончании курса домашнего воспитания ограничивались умением судить о «свойствах борзого кобеля» , кое-как читать по-французски и драться на шпагах. В нравственных понятиях царила самая невероятная путаница. «Верхом благополучия человеческого» он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем – весёлую жизнь в Петербурге.

Нельзя сказать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца, хотя, конечно, многое и главное запало ему в душу. Недаром он, пусть и в иронической форме, но в духе своих юношеских воззрений объясняет оренбургскому генералу смысл поговорки «Ежовые рукавицы» . Выросший на деревенском приволье, вдалеке от светского общества, Гринёв научился непредвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные замашки, но вместе с тем прямоту и честность.

Самостоятельная жизнь Гринёва, которая начиналась с момента отъезда из родного дома, это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Первый удар иллюзиям наносит отец, так как решает отправить сына в армию. Две стороны характера раскрываются в эпизодах встреч с Зуриным и «вожатым» . Мечта о весёлой и беззаботной жизни исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь стыдом и раскаянием, зато встреча с «вожатым» даёт толчок проснуться в душе Гринёва тому хорошему, что вынес герой из родительского дома.

Наказы отца:
Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.
Служи верно, кому присягнёшь.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Эти слова запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам, герой пытается строить свою жизнь. Но не всё в ней складывается так гладко, как хотелось бы.
Начинается самостоятельная жизнь героя – это путь многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Мечта о веселой и беззаботной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Гринёв разбранил Савельича, но Петрушу мучает совесть. А пока у человека есть совесть, это позволяет ему становиться лучше. Наутро он просит прощения у Савельича, раскаивается.
Жизненная дорога Гринёва – это дорога чести, совести, правды. Несмотря на ошибки героя повести, перед нами, читателями, вырастает образ честного, доброго, отважного человека, способного к большому чувству, верного любви, живущего по совести. Эти качества являются основными, они и делают его таким привлекательным.