Перманентный        19.04.2024   

Ассоциация развития и сохранения культуры татар астраханской области. Сценарий праздника «Курбан –байрам» для средней группы с воспитанием и обучением на крымско-татарском языке Сценарий досугового мероприятия ураза байрам

Мартыновская сельская библиотека

В Мартыновской сельской библиотеке 19 июля под руководством сельского библиотекаря Алимовой Гузель, совместно с Комсомольским сельским библиотекарем Маллалиевой Эльзарой и фельдшером села Мартыновка прошел фольклорный праздник «Ураза Байрам» - это долгожданный праздничный день, когда мусульмане всего мира поздравляют друг друга с окончанием поста - благословенного Рамазана.

С утра в библиотеке собралось много людей разных национальностей. Ведущие познакомили всех с историей праздника. Дети в национальных костюмах после прочтения молитвы зачитали сутры из Священного Корана. На празднике прозвучали народные песни крымских татар в исполнении Измайловой Лили, Юлдашевой Лили, Алимовой Гузель, Маллалиевой Эльзары. В исполнении Алимовой Ленияры был исполнен крымско-татарский танец «Тм-тм», а Рамазанов Энвер и Юлдашева Лиля порадовали всех танцем «Хайтарма».

Праздничная программа сопровождалась различными конкурсами и викторинами. Звучали не только крымско-татарские песни, но и русские, украинские, армянские, белорусские. Односельчане и гости остались довольны праздником.

Марьинская сельская библиотека

В пятницу мусульмане всего мира отметили Ураза-Байрам - завершение священного месяца Рамадан. После утреннего намаза в мечетях верующие собрались за праздничным столом с друзьями, посетили стариков, близких и родных. В каждом доме был накрыт праздничный стол с традиционными народными блюдами.

В этот праздник каждый мусульманин должен помочь нуждающимся, попросить прощения и навестить родителей.

В ознаменование завершения месяца Рамадан во многих культурных учреждениях Крыма проводятся различные праздничные мероприятия.

Одним из таких стал праздничный концерт «Ураза Байрам» в селе Марьино, подготовленный сельским библиотекарем Алиевой Фатиме Мухамедовной.

За несколько дней до концерта были развешаны пригласительные объявления, в которых говорилось, что 19 июля в 10 часов у здания библиотеки будет праздник. А вот в начале июля самые активные дети возрастом от 5 до 15 лет исправно посещали репетиции - подготовку к концерту и разучивали с библиотекарем стихи, танцы, песни. И вот, наконец, настал этот долгожданный день - праздник.

На мероприятие был приглашён председатель сельского совета Лещишин Юрий Михайлович, который выступил с поздравительной речью.

В тени деревьев разместились гости праздника - папы, мамы, бабушки и дедушки наших участников. Вниманию присутствующих были представлены крымскотатарские народные песни «Айшем», «Вардым чешме башина» в исполнении женщин активисток села; песни «Бахчаларда кестане», «Эки чешме ян-яна» в исполнении девочек Усеиновой Мавиле, Кемал Мавиле, Файзиевой Азизе; танец «Гуллер» в исполнении младших девочек - Алиевой Лили, Хасановой Ленуры, Куртвелиевой Эльвизы, Алексеенко Алины, Усеиновой Дианы. Проникновенно было прочитано стихотворение «Крым» Алиевым Османом. Так же вниманию были представлены танцы «Явлыкъ оюны», «Тым-тым», «Хайтарма». Приглашённые с большим интересом слушали стихотворения, рассказанные детьми и библиотекарем. А разгадывание старинных загадок вызвало бурю аплодисментов и море улыбок.

У многих людей Россия ассоциируется с православием. Когда речь заходит о праздниках, на ум сразу же приходит Пасха, Рождество и прочие. Тем не менее Россия - это многонациональная страна, где дружно уживается и органично сочетается сразу несколько культур и религий. Особый интерес представляют татарские праздники. Они отражают нерушимую веру в единство Аллаха, а также любовь и уважение к самой Республике.

Специфика татарских праздников

Подавляющее большинство населения Республики Татарстан исповедует Ислам. Именно этот факт и определяет специфические особенности, которыми характеризуются татарские праздники. Рано утром мужчины и мальчики совершают намаз, после чего отправляются на кладбище, чтобы почтить память своих умерших родственников. Тем временем женщины занимаются приготовлением угощений.

Раньше каждый религиозный праздник отмечался на протяжении нескольких дней, а потому с поздравлениями люди отправлялись к своим родственникам и просто соседям, а главное - к родителям (если последние жили отдельно). На протяжении 2-3 суток столы ломились от яств, а потому каждый, кто входил в дом имел право угоститься. Также раздавали еду беднякам и бездомным. В некоторых населенных пунктах эта традиция до сих пор сохраняется.

Маулид Ан-Наби - рождение Пророка Мухаммеда

Мухаммед - это один из самых почитаемых пророков в Исламе. Тем не менее отмечать праздник стали только через 300 лет после прихода данной религии. Дата, на которую приходится рождение пророка Мухаммеда, точно неизвестна, а потому праздник было решено приурочить ко дню его смерти. Это 12 число третьего месяца Исламского календаря.

Казалось бы, тот факт, что праздник приурочен ко дню смерти пророка, должен задать некий траурный тон. Тем не менее это не совсем так. В Исламе дни рождения не принято отмечать громко. Такие торжества, обычно, проходят тихо и скромно. А вот смерть воспринимается, как переход в вечную жизнь. Таким образом, эта дата отмечается в более торжественной атмосфере.

Праздник весны - Навруз Байрам

Рассматривая татарские праздники, нельзя обойти стороной Навруз Байрам. Мусульмане отмечают его с глубокой древности. Этот праздник приурочен ко дню весеннего равноденствия (20-21 марта). Праздник имел огромное значение для земледельцев. Кроме того, по мусульманскому календарю этот день является точкой отсчета Нового года.

На сегодняшний день культура Татарстана значительно преобразилась, а праздники приобрели новое значение. Так, Навруз Байрам символизирует дружбу и согласие между народами. В этот день принято ходить друг к другу в гости с самыми разными угощениями. Главным блюдом праздничного стола являются круглые лепешки из разных видов злаков и бобов, а также сумаляк (блюдо из пророщенной пшеницы). Остальные блюда также приготовлены, преимущественно, из растительных продуктов, чтобы является символом плодородия земель.

Современное значение праздника - это все-таки встреча Нового года, преимущественно в кругу семьи. Дети ходят по домам, читая стихи, за что получают конфеты и прочие угощения (прослеживается аналогия с празднованием Старого Нового года у славян).

Рамадан - начало поста

Период с 27 мая по 25 июня приходится на священный месяц Рамадан по мусульманскому календарю. На протяжении указанного периода верующие держат пост, который символизирует душевное очищение и поклонение Всевышнему. Кроме того, считается, что во время Рамадана значительно улучшается здоровье, придавая организму силы и жизненную энергию на весь последующий год.

Пост - это не просто отказ от скоромной пищи. Это воздержание от многих условий и привычных благ окружающего мира. Курение, интимная близость и многие развлечения недоступны человеку с рассвета и до самого захода солнца. И даже дурные помыслы находятся под строгим запретом.

Все взрослые мусульмане обязаны придерживаться поста в Рамадан, если они физически и душевно здоровы. Некоторые послабления есть для женщин в период беременности и кормления, а также во время менструации. Они могут не поститься во время Рамадана, но обязаны восполнить это упущение в любое другое время. Также, чтобы "компенсировать" каждый пропущенный день, можно кормить нищих и нуждающихся.

Ляйлятуль-кадр - ночь Могущества и Предопределения

Все татарские праздники имеют глубокий смысл. Так, на 21 июня приходится ночь Могущества и Предопределения (Ляйлятуль-кадр) - это наиболее значимый момент во время Рамадана. Именно в эту ночь пророку Мухаммеду были ниспосланы первые суры Корана. Стоит отметить, что дата определена весьма приблизительно, так как у историков и ученых нет единого мнения по данному вопросу.

Ночь Могущества и просветления имеет свои неповторимые особенности. мусульмане утверждают, что эта ночь особенно тихая, безмятежная, безветренная и безоблачная. А утром солнце похоже на полную луну. При этом его лучи особенно нежные и не слепят глаза. Это самое лучшее время, чтобы покаяться в своих грехах, а также совершить пропущенные намазы. Также верующие могут подумать о планах на будущее.

Праздник разговения - Ураза-байрам

Татарский праздник Байрам, пожалуй, наиболее известный. Ураза отмечается в первый день месяца Шавваля, который символизирует окончание поста. Его еще называют малым праздником. В этот день мусульмане разговляются, дарят близким подарки, носят угощение соседям.

В религиозные праздники принято собирать в одном доме всех родственников. Считается, что в праздник разговения жилище посещают души умерших. После того как закончится праздничный намаз, принято отправляться на кладбища и в усыпальницы. А в тех семьях, где кто-то умер за последний год, устраивают поминки, на которые приглашаются все близкие и родственники, а также мулла.

Ураза-байрам - это радостный и светлый праздник. С окончанием поста у людей появляется надежда на то, что Всевышний отблагодарит их за терпение. 26 июня на улицах устраивают красочные представления и богатые ярмарки.

Праздник жертвоприношения Курбан-байрам

Рассматривая религиозные праздники мусульман, первое, что приходит на ум - это Курбан-байрам. Это самое главное торжество, в ходе которого осуществляется жертвоприношение во имя Всевышнего. Обычно, праздник символизирует окончание Хаджа (паломничества в Мекку). Главный обряд - это заклание животного. Эту традицию связывают с именем Пророка Ибрахима.

Коран повествует о том, что Всевышний ниспослал испытание Ибрахиму. Во имя своей веры, он должен был принести в жертву любимого сына. Пророк был непоколебим в своей вере, а потому без каких-либо промедлений принял волю Аллаха. В награду за веру и покорность, Всевышний разрешил Ибрахиму отвести на заклание животное вместо ребенка. С тех пор все верующие последовали примеру Пророка, принося в жертву овец.

Мясо животного нужно разделить на 3 равные части. Первой мусульманин обязан накормить бедняков. Вторую готовят в качестве угощения для соседей и родственников. А четвертую часть можно оставить на собственные нужды.

Ат-Ташрик - продолжение Курбан Байрама

Татарские народные праздники тесно взаимосвязаны между собой. Так, в качестве продолжения Курбан-байрама выступает Ат-Ташрик. Это 11-13 дни месяца Зульхиджа по мусульманскому календарю. В это время верующие осуществляют паломничество к долине Мина, где нужно бросать камни в 3 столба, которые символизируют дьявола. На следующее утро проводится коллективная молитва.

Татарский праздник Сабантуй

Помимо религиозных, стоит отметить ряд народных праздников, которые занимают важное место в татарской Культуре. Сабантуй - это главный из них. Ранее дату праздника определяли аксакалы. Незадолго до назначенного дня дети начинали ходить по домам, собирая крупы, яйца, масло и другие продукты. Из них ребята варили кашу в огромном котле. Также накануне праздника собирали подарки, которые предназначены для победителей состязаний, которые должны были проводиться на следующий день.

Татарский праздник Сабантуй начинается с того, что ранним утром дети начинают собирать крашеные яйца. за ними следуют юноши, которые разъезжают на украшенных повозках и поют праздничные песни. Все добытые яйца складывают в одну корзину и относят торговцу, а на вырученные деньги покупают угощения, которые едят прямо в поле или у кого-то дома. Также в каждом доме пекутся особые шарики из теста. К сожалению, на сегодняшний день эта традиция практически нигде не поддерживается.

Неотъемлемая часть праздника - это борьба на кушаках. Для начала в них принимают участие дети и старики, а потом, в бой вступают молодые мужчины. Далее проводятся скачки. А ближе к вечеру начинаются гуляния для молодежи.

Сегодня Сабантуй - это национальный праздник. Он проводится и в маленьких селах, и в больших городах. Развлекательная программа значительно обогатилась. Так, если раньше женщины могли быть лишь зрителями, то сегодня они могут принимать участие в представлениях и конкурсах. Имеют место выступление артистов и коллективов художественной самодеятельности.

Встреча весны

Кякук сяйе - это татарский и башкирский праздник, который символизирует встречу весны. Это торжество берет свое начало еще в тот период, когда имели место доисламские верования. Оно неразрывно связано с башкирским культом птиц. Праздник, обычно, проводится в период с апреля до июля. Точная дата устанавливалась по времени прилета кукушек.

Организатором торжества должна выступать пожилая и мудрая женщина, которая досконально знает традиции. Он надевает яркое платье, а также красный кафтан, который украшен звенящими монетками. На голову женщина надевает платок и специальную высокую шапочку. Остальные женщины и дети также должны были одеться ярко и празднично. Все собирались на горе, на лужайке или у водоема для чаепития с беляшами, блинами, чак-чаком и прочими угощениями.

Праздник начинается с особого обряда, который призван умилостивить кукушек. Под корни деревьев дети выливают молоко и кладут яйца, а на ветки повязывают яркие ленты. Пожилые женщины в это время читают особые молитвы, прося у кукушек изобилия и благополучия. Следующим этапом является сбор хвороста и разведение костра для приготовления чая. Молодежь в это время устраивает игры и развлечения.

Во время чаепития все внимательно слушают пожилых женщин, которые рассказывают легенды и поучительные истории. После этого все занимаются гаданием и загадывают желания. Остатки еды раскладывают по земле и по веткам, чтобы задобрить кукушку.

Нардуган

Нардуган - это крупный праздник, который отмечают 21-22 декабря после дня зимнего солнцестояния. Считается, что именно в это время рождается главное светило, а значит, дни будут становиться все более длинными. В этот день принято готовить угощения для родных и соседей. Также проводятся веселые гуляния с театрализованными постановками. Пожалуй, самая интригующая часть праздника - это гадания на судьбу.

День образования Республики

Татарские национальные праздники не менее важны, чем религиозные и обрядовые. Так, 30 августа 1990 года Верховным Советом Татарской ССР был провозглашен суверенитет Республики. Эта дата и считается днем основания. Несмотря на то что после распада Советского Союза Татарстан продолжает существовать, как субъект Российской Федерации, праздник остается важным и значимым для жителей.

День образования Республики Татарстан является выходным. Кроме того, эта дата также считается днем рождения Казани. Все города и села в этот день украшают, а жители выходят на гуляния и участвуют в многочисленных массовых мероприятиях, и концертах. Ночью жителей Республики радуют праздничными салютами.

Заключение

Праздники татарского народа представляют огромный интерес для историков и для простых людей, которые интересуются культурой и обычаями данной местности. Все этапы истории народа нашли свое отражение в торжествах. И Казанское ханство, и Московское государство, и Русское государство, и СССР - все эти периоды наложили свой неповторимый отпечаток на местные обычаи. Здесь есть место как традиционным мусульманским праздникам, так и языческим обрядам. Каждый из них таит в себе глубокий смысл.


ПРАЗДНИКИ, КОТОРЫЕ ОТМЕЧАЮТ ТАТАРЫ

ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ

ЭМЕЛЬ (Праздник солнечных лучей) - день весеннего равноденствия, древний татарский новый год, татарское название праздника Навруз. Праздник, символизирующий приход весны и являющийся точкой отсчета нового года по лунному мусульманскому календарю и начало нового, сельскохозяйственного года. Отмечается в кругу семьи. На праздник традиционно готовят кушанья из преимущественно растительных продуктов. Женщины традиционно пекут круглые булочки – кульче и лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов, а так же готовят сумаляк - блюдо из пророщенных ростков пшеницы.

БОЗ КАРАУ (Праздник ухода льда) - старинный татарский весенний праздник проводов льда. Весеннее торжество, связанное с ледоходом. Символизирует уход зимы, приход весны и тепла. По традиции татарские села располагались на берегах рек. Все жители наряжались и выходили на берег реки смотреть ледоход. Музыканты играли и пели песни. С сумерками на льдинах раскладывали солому, а на одну из последних льдин ставили чучело, затем поджигали и пускали вниз по течению, что символизировало утверждение весны и тепла. Во время ледохода в воду бросали специально изготовленные куклы, монеты и даже окунались в ледяную воду по поверью что весенняя река уносит недуги, при этом приговаривая – «Аны борып-борып баш очыннан суга ташлаганнар».

ЖИМЧЭЧЭК (Праздник цветочного сока) - старинный татарский молодёжный весенний праздник. В дни весеннего паводка и появления первых цветов на берегу реки молодежь наряжалась и устраивала весёлые совместные игры, водила хороводы, пела песни.

ЖЫЕН (Праздник родни) - татарский старинный праздник по случаю завершения весенних полевых работ и начала сенокоса. В древности Жыен отмечался после возвращения домой старейшин татарских селений, которые приезжали домой после курултаев (общих собраний руководителей татарских общин). Однако со временем традиция этого торжества изменилась. Жителей одних селений приглашали в другие их соседи. Отправлявшиеся в гости шили наряды, пекли пироги, везли с собой подарки: тушки вяленых гусей, украшения, поделки из дерева и металла, изделия из ткани,. Приезжали на расписанных по особому поводу повозках, украшенных подводах, въезжали в деревню с музыкой и песнями, дети открывали гостям украшенные полевые ворота. Для каждых вновь прибывших гостей хозяева заново накрывали стол. Хозяева топили бани для дорогих гостей по-белому "кунакны хормэше мунча" - высшая почесть для гостя. Под вечер организовывали общий ужин при полном присутствии всех гостей. Праздник Жыен укреплял родственные и дружеские отношения, сплачивал аул и прилегающую округу: люди чувствовали себя в дни этого праздника одной семьёй.
Жыен можно назвать праздником для женихов и невест. На массовых гуляниях молодые люди старались найти себе вторую половинку, а их родители сватали детей.

ЙОМЫРКА БАЙРАМ (Яичный праздник) - татарское название древнего праздника "Пасха" . В этот день принято варить и раскрашивать куриные яйца, печь лакомства и звать гостей. Хозяйки с вечера красили яйца натуральными средствами - чаще всего в отваре луковой шелухи. Яйца получались разноцветными - от золотисто-жёлтых до тёмно-коричневых, а в отваре берёзовых листьев - различных оттенков зелёного цвета, в дубовом отваре - синие. Так же раскрашивали варёные яйца красками. В каждом доме пекли особые шарики из теста - маленькие булочки "кимак" и лакомства.
Особенно ждали этот день дети. Матери шили для них из полотенец мешочки для сбора яиц. Некоторые ребята ложились спать одетыми и обутыми, чтобы утром не тратить время на сборы, под подушку клали полено, чтобы не проспать. Рано-рано утром мальчики и девочки начинали обход домов. Заходящий первым заносил щепки и разбрасывал их на полу - чтобы "двор не был пустым", то есть чтобы много на нём было живности.
Шуточные пожелания детей хозяевам высказываются старинные - как во времена прабабушек и прадедушек. Например, такое: "Дед с бабкой дома ли? Дадут ли яичко? Пусть будет у вас много кур, пусть топчут их петухи!" Сбор яиц продолжался два-три часа, и проходил очень весело. А потом дети собирались в одном месте на улице и играли в разные игры с собранными яйцами на сообразительность, быстроту и ловкость. В некоторых аулах после детей очередь доходила до ребят постарше - юношей. Они разъезжали по аулу на украшенных конях, пели песни, веселили хозяев прибаутками. Собранные яйца складывались в плетёную корзину. А потом кто-нибудь из парней хватал эту корзину и скакал на окраину села. Если ловкача не догоняли, все яйца доставались ему. Однако так почти никогда не случалось. Собранные яйца сдавали торговцу, а на вырученные деньги покупали продукты и у кого-либо в доме или прямо в поле устраивали угощение.

КАРГА БОТКАСЫ (Воронья каша) - древний татарский праздник, который проводят ранней весной в конце марта, когда прилетают врановые птицы. Символизирует единение татар с природой и благодарность птицам. В древности было поверье, что весну на кончиках своих крыльев приносят вороны - тогда так называли всех врановых птиц. И ещё врановые уничтожали вредителей урожая и являлись естественными сторожами для жителей сёл при приближении врага или стай опасных хищников. И как только таял снег, появляются первые ручьи и начинают прилетать грачи, галки и вороны, в честь их прилета и устраивают праздник. В это день красиво одевают детей, и отправляют их собирать с каждого дома крупу, молоко, масло, сахар, яйца, выражать хозяевам благопожелания и зазывать стихами и песнями всех на праздник. Затем люди собираются на возвышенности, зажигают костер, и в большом казане готовят кашу из собранных продуктов. Пока каша варится все поют, танцуют и веселятся. После шумного веселья всех зовут к казану, и начинают раздавать кашу. Первая порция полагается земле с пожеланием всем мира, покоя и богатого урожая. Вторая – воде, чтобы вода смогла сохранить живность на земле. Третья – небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди, а четвертая – воронам в благодарность за принесенную весну. Кашу раскладывали на столбы заборов, ворот, приговаривая: «Кара каргага аш булсын, ала аргага таш булсын» - пусть пищей будет грачу, а вороне – камнем. После этого каша раздаётся всем, кто присутствует на празднике. Остатки каши разбрасывали в поле и в лесу для птиц. Птицы налетают на оставленную им кашу и восстанавливают свои силы после долгого перелета к родным местам.

ХЫДЫРЛЕЗ (Праздник начала лета) - древний праздник крымских татар. Отмечают в начале мая. Традиционно торжество особо почиталось и отмечалось два-три дня. Перед праздниками тщательно убирают дом. Накануне вечером готовится калакай - хлеб, запечённый между двумя сковородами в горячей золе. Основные торжества Хыдырлеза проходят вечером. Традиционный элемент для этих торжеств – костры, через которые прыгают как взрослые, так и дети. В центре села разжигается костёр, и через него сначала прыгают мужчины, затем юноши и мальчики. По мере угасания костра начинают прыгать женщины, девочки. Потухший костёр засыпают землёй. В дни праздника заключались и расторгались различные договоры и в первую очередь с пастухами, а после праздника начинали весенние скотоводческие работы.

САБАНТУЙ (Праздник плуга)- главный татарский национальный праздник, уходящий в глубокую древность, посвященный труду на земле, отмечает окончание весенних полевых работ и красиво раскрывает все традиции, обряды и обычаи татарского народа. Со временем праздник стал полностью безалкогольным и его повсеместно стали праздновать летом. Определенной даты у праздника нет - каждое село, город или община ежегодно выбирают наиболее удобную дату и приглашает гостей.
Сабантуй способствует сохранению древних традиций татар, передавая их из поколения в поколение. Праздник через века сохранил лучшие образцы культурного наследия татар - традиционные самобытные состязания в силе, ловкости, уме, смекалке и талантах. Каждый победитель состязания получает заслуженный подарок.
На каждый Сабантуй специально соооружают Майдан для проведения турнира по татарской национальной борьбе на кушаках "Коряш". Победитель турнира провозглашается "Батыром Сабантуя" и получает самые ценные подарки. Победительница женского конкурса становится "Красой Сабантуя"и награждается достойными призами.
Традиционные состязания джигитов Сабантуя: борьба на поясах "Коряш", конные состязания, поднятие камней, перетягивание каната (аркан тартыш), борьба на руках, стрельба из лука по мишеням.
Традиционные шуточные состязания Сабантуя: прыганье в мешках наперегонки, бег с коромыслом наперегонки, бег с яйцом в ложке наперегонки, бои мешками с соломой, разбивание горшков с завязанными глазами, влезание на гладкий столб с подвешенным призом, доставание монетки зубами из полной миски с катыком.
Конные состязания Сабантуя: соревнование на парных упряжках, быстрая езда под седлом, разрубить яблоко на пруте на скаку, поднять женский платок с земли на скаку, кыз куу – состязание, во время которого парень-всадник должен догнать девушку-всадницу и поцеловать ее на скаку.
Сабантуй сопровождается различными конкурсами исполнителей, выступлениями артистов и исполнением музыки на народных музыкальных инструментах, радостными песнями, плясками, ярмаркой изделий народных мастеров и кулинаров, дегустацией и продажей блюд татарской национальной кухни, выставками, знакомствами, общением и встречей друзей и родственников. Этот удивительный праздник внесён во всемирный реестр объктов ценнейшего нематериального наследия человечества и ежегодно традиционно празднуется татарами практически по всей планете.

САЛАМАТ (Праздник благодарности земле) - осенний старинный семейный праздник сибирских татар, посвящённый окончанию сбора урожая. Торжество проводится после сбора урожая. Главное угощение торжественного стола это каша Саламат - мучная жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком или горячим молоком и распаренной в печи с добавлением масла или сала или жира.
Блюдо традиционно готовили женщины, а мужчины приглашали в гости родственников и друзей. Все собирались за праздничным столом, где кроме каши обязательно присутствовали блюда из собранного урожая и лакомства.

АУЛАК ОЙ (Посиделки) - старинный татарский молодёжный праздник, посиделки неженатой молодёжи без родителей во время которого парни и девушки знакомились, выбирали себе женихов и невест, общались и веселились. В просторном помещении собираются девушки, шьют, вяжут, вышивают. Приходят парни, просят впустить в дом, а чтобы заслужить - каждый демонстрирует свой ум, талант и умения: играют на музыкальных иструментах, исполняют песни, танцуют, отгадывают загадки, показывают свои изобретения и произведения. После девушки впускают парней в дом и вместе пьют чай и кушают гостинцы. Затем проходят совместные шуточные народные игры, забавы, песни и пляски.
Существуют правила:
-На посиделки каждый приносит собственноручно приготовленные гостинцы (кучтанач).
-Ни один из юношей не должен обмануть или обидеть девушку, так как это большой грех (харам).
-Юноши и девушки не должны ни драться ни ругаться (таких с позором выгоняют с праздника).

СОМБЭЛЭ БАЙРАМ (Праздник урожая) - татарский народный праздник труда, празднование окончания осенних сельскохозяйственных работ. На празднике в образной форме отображается труд сельчан, связь народа с родной землей, любовь к Родине, к труду, связь старшего и младшего поколений, любовь к родной культуре. В наши дни в рамках празднований проходит чествование передовиков сельского хозяйства.

УНЫШ БАЙРАМ (Осенний праздник) - старинный татарский праздник, посвящённый плодородию земли и семейному благополучию. К этому времени завершаются все полевые работы: жатва, вывоз зерна, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. Праздник символизирует благодарность за урожай Земле, Природе труженикам, которые не покладая рук работали с ранней весны до поздней осени, чтобы их народ жил сытно целый год.
В этот день готовят угощения, проводят ярмарки, чествуют самых трудолюбивых и вместе лакомятся, поют и танцуют.

КАЗ УМЯСЫ (Гусиное перо) - древний татарский молодежный праздник, проводится в начале зимы с наступлением устойчивых холодов. Праздник совмещает полезное с приятным - заготовку на зиму гусиных тушек и молодёжные посиделки. Молодёжь выщипывает гусей, а затем старшие женщины их потрошат и засаливают, делая запасы на зиму. Молодые люди за работой - совместным ощипыванием гусей - присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить отношения и создавать семьи.

НАРДУГАН БАЙРАМ (Возрождение света)– древний татарский праздник, день зимнего солнцестояния. Празднуется 21-22 декабря. Праздник символизирует торжество жизни и пробуждение солнца. К празднику пекут "бавырсак" и другие лакомства и угощения.
Дети и взрослые наряжаются обязательно до неузнаваемости, ходят из дома в дом, поют веселые песни, танцуют, дарят подарки, кормят голодных, символически "будя" людей и распевая "алкыши" - куплеты с благими пожеланиями. Один из куплетов переводится так: "Пусть будет счастливым для вас Новый год, Пусть пшеница и рожь хорошо растет, Корова пусть много молока дает, И теленка пусть принесет!"
Одним из атрибутов праздника является гадание "Йезек салу": Молодёжь собирается вечером как стемнеет в доме, в основном девушки на выданье, а иногда и парни. Одна из девушек идёт к проруби, зачерпывает ведром воду, несёт её в дом, не оглядываясь назад. Затем девушки опускают в воду свои кольца или пуговицы и распевают гадательные куплеты. В это время самая молодая участница гадания наугад вынимает кольцо или пуговицу. По содержанию слов песни определялается "судьба" хозяйки вынутого колечка или пуговицы.

ЭМЭ (Праздник помощи) - древний татарский праздник начала строительных работ и взаимопомощи. До нынешних дней сохраняется в татарских селениях традиция помощи - эмэ. Их организовывали во время начала всех крупных работ по строительству и ремонту: при закладке и строительстве нового дома и общественных зданий. Нередко в таких мероприятиях участвовали все односельчане, а в крупных населенных пунктах - соседи с одной улицы. Совместная работа завершалась трапезой и гуляниями. В наши дни подобные мероприятия организуются реже и в них участвует меньшее число людей.

ШЕЖЕРЕ БАЙРАМ (Праздник родословной) - современный татарский национальный семейный праздник. В кругу семьи или в более широком кругу собираются представители родов и рассказывают о своей родословной и интересных фактах. На праздник все приносят свои угощения, выступают талантливые представители родов, поют, танцуют и знакомятся. Смысл праздника - составление и изучение генеалогической летописи своего рода, интересный рассказ участников о своей родословной, истории своего рода, воздание дани памяти своим предкам, укрепление семейно-родственных связей, сохранение преемственности поколений, усиление чувства ответственности, национальной гордости и самосознания, привлечение интереса к изучению своей родословной и истории родного края.

ЯНА ЕЛ БАЙРАМ (Новогодний праздник) - новогодний праздник по европейскому календарю. Татарский семейный праздник, в который принято собираться семьёй, готовить угощения, поздравлять родственников, друзей, любимых и соседей и кормить голодных.

БЯБЯЙ МУНЧАСЫ (Детская баня) - проводится на следующий день после рождения ребёнка. После посещения бани домочадцами, когда она становилась нежаркой, повитуха помогала помыться молодой маме и искупать младенца. Семья готовила угощения, звала родственников и вместе угощались за общим столом.

ИСЕМ КУШУ (Праздник имянаречения) - обрядовый мусульманский праздник наречения имени ребёнку, проводится спустя несколько дней в доме, где родился ребенок. Приглашается мулла, родственники и друзья семейства. Мулла открывает обряд традиционной молитвой, затем к нему подносят на подушке ребенка, и он обращается к всевышнему, призывая его принять новорожденного под свое покровительство. После этого нашептывает на ухо младенцу азан (призыв к молитве для мусульман) и произносит имя новорожденного. Имена детям подбирают, как правило, муллы, имевшие специальные календари - именники. В них с давних времен преобладали имена из религиозных канонических сказаний. Считалось, что от имени зависит дальнейшее будущее младенца и его судьба. Выбор зависел от многих причин. В небогатых семьях старались подобрать имя, символизирующее богатство и благосостояние, если ребенок выглядел слабым - выбирали имя, отражающее крепость духа и тела и т.д.

БЯБЯЙ АШЫ (Праздник новорожденного) - древний татарский праздник по случаю рождения ребёнка. В продолжение нескольких дней после рождения ребёнка - подруги, соседки и родственницы молодой мамы приходили навестить ее и приносили с собой угощения и подарки.

МУСУЛЬМАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ

МАВЛИД БАЙРАМ (День рождения пророка) - праздник дня рождения Пророка Мухаммада

КУРБАН БАЙРАМ - (Праздник жертвы) - праздник приношения даров, пожертвований и помощи нуждающимся

КАДЕР КИЧ (Ночь Предопределения) - ночь на 27 день месяца Рамадан считается ночью предопределения, решения судьбы, могущества. Этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммеду. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах. Поэтому принято проводить в мечети, читая Коран и вознося Аллаху и ангелам мольбы и просьбы.

УРАЗА БАЙРАМ (Праздник окончания поста) - мусульманский праздник окончания священного поста Уразы. Праздник отмечают 3 дня

ЖОМГА (Пятница) - традиционно считается праздничным днем. В этот день принято посещать мечеть и проводить Меджлисы (Собрания).

ДЕНЬ ПРИНЯТИЯ ИСЛАМА - День добровольного принятия Ислама предками современных татар - булгарами в 737г. Отмечается 4 февраля.

ИЗГЕ БОЛГАР ЖЫЕНЫ (Старое Булгарское торжество) - День официального принятия Ислама государством Волжская Булгария в 922г. Отмечается 21 мая.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

На Ураза-Байрам поздравления и теплые пожелания от родных, близких, друзей, знакомых, соседей и сослуживцев принимают все правоверные мусульмане. Добрые, искренние и вдохновенные слова приверженцам ислама говорят на русском и татарском языках и на некоторых других, менее распространенных тюркских наречиях. Представителей мусульманской общины поздравляют с успешным окончанием священного месяца Рамадана, посвященного самому суровому посту, и желают всяческих благ, семейного счастья и успехов в любых начинаниях.

Ураза-Байрам — поздравления на татарском и русском языке в прозе

Если в вашем кругу есть люди, исповедующие ислам и отмечающие все мусульманские праздники, не забудьте поздравить их с великим событием Ураза-Байрамом. Можно сделать это на русском языке и вашим друзьям будет очень приятно увидеть, как искренне вы уважаете обряды, ритуалы, традиции и торжества иных религиозных конфессий. Но если вы прочтете несколько поздравительных строчек по-татарски, то произведете на своих знакомых неизгладимое впечатление. Такой приятный и трогательный знак внимания они запомнят, буквально, на всю жизнь и отношения между вами станут более открытыми, теплыми и доверительными.

Вот и наступил день, когда весь мусульманский народ празднует завершение Святого Рамадана. К этому дню все люди, исповедующие ислам, готовят и душу, и тело. Пускай же это состояние абсолютной чистоты сопровождает вас всю жизнь. Живите с миром в сердце, с любовью в глазах, с положительными мыслями в голове, с искренними словами на губах и добрыми делами в руках.

Ураза гаете бйрме белн ихластан тбрик итм. Сине кебек иманлы, яшь, сабыр, ныклы рухлы дин кардшем булганга мин чын келемнн сенм. м килчк т д шул дреслек юлында, Алла кушкан намаз юлында булырсы м зе башкаларны да йдрсе дигн изге телкт калам. Алла сине кылган догаларыны кабул кылып, фрештлр сиа уган юллар, мул табыннар м кая гына барма гел намуслы иманлы кешелр ген очратсын. Тне, аны рчак сламт булып р ел шулай уразалар тотып, гаетен, корбанын кп еллар бйрм итрг насыйп булсын. Амин.

Ид мубарак! Ид мубарак! О, благословение твое взошло в этот день! Поздравляю всю планету и желаю счастья любви, достатка, и дожить до следующего Ураза-Байрам. Пускай Аллах хранит твою душу и сердце. Ты не лукавь, будь послушным и соблюдай все традиции народа нашего и будет тебе счастье в жизни.

Красивые стихи на праздник Ураза-Байрам

Вдохновенные и оптимистичные стихи на праздник Ураза-Байрам уместно прочитать, посещая после праздничной службы в мечети пожилых родственников и знакомых. Людям старшего возраста будет приятно видеть, что молодежь интересуется религиозной историей своего народа и свято чтит древнейшие традиции. Если вас смущает идея публичных выступлений и декламировать вслух рифмованные строчки вы не готовы, напишите их на красивой тематической открытке и вручите близким людям вместе с небольшим букетом цветов и сладким сувениром. Ведь по мусульманской традиции на праздничном столе всевозможных лакомств, десертов и печеных изделий должно быть вдоволь. Это гарантирует, что ближайший год пройдет под знаком изобилия и благополучия, а семья не испытает нужды ни в деньгах, ни в хлебе насущном.

Сегодня праздник Ураза Байрам!

Ликует, веселится весь Ислам.

И в день священный разговенья

Аллаху шлем благодаренье.

За то, что он нас испытал

И в этот мир нести послал

Законы, правду и Коран.

Был пройден воздержания урок,

За это, братья, вам стишок!

Первый день месяца после поста,
В шавваль разговеемся, причина ясна,
Ураза-байрам с нас снимает запрет,
Прошел Рамадан, и его уже нет.
Пророк Мухаммед нам Коран подарил,
От джина и греха собой защитил,
Счастливый и праздничный для мусульман день,
Мы все разговеемся ведь можно теперь.
Родные и близкие пусть не скучают,
И в дом свои двери тебе отворяют,
Гостинцы неси для огромной семьи,
За счастье и радость Аллаха моли.

Всем народом поздравляем,

С праздником Ураза Байрам,

Вот и закончился,

Месяц Рамадан,

Так будем же есть и пить,

И радоваться жизни,

С постом окончено пока,

И радость пришла в дом,

Заплатим дань нуждающимся,

И в это чудный день,

Радостный такой,

Мы всех родных поздравим,

И подарки им подарим,

Мы желаем всем добра,

Радости и света,

С праздником Ураза Байрам,

Вас поздравим смело.

Короткие смс-поздравления на Ураза-Байрам для друзей

Родных, близких и знакомых мусульман, проживающих в других городах и странах можно поздравить с Ураза-байрамом короткими смс-поздравлениями. Им всем будет очень приятно и радостно в этот светлый день получить от вас весточку и прочесть несколько трогательных, добрых слов, показывающих ваше искреннее и теплое отношение к представителям других религий. Такие проявления внимания, как правило, не занимают много времени и не требуют значительных усилий, но укрепляют отношения и располагают к дальнейшему душевному общению.

Ураза Байрам – это день мусульманский,
Но празднуем миром мы целым его.
Для нас он родной и такой настоящий,
Накроем столы мы лишь для него.

Религий в мире очень много разных,
Но мы друг друга взгляды уважаем,
А Ураза Байрам - ваш главный праздник,
И мы вас с ним сердечно поздравляем.

Вам благоденствия сегодня пожелаем,
Любви, терпения и крепкой веры,
А напоследок мы еще добавим,
Чтоб вас не подводило чувство меры!

В день Ураз Байрама смс-ки
Полетят к вам из всего большого края.
Мы несем благие только вести,
Радости ведь большей не бывает.

Поздравления с Ураза-Байрамом в картинках

На Ураза-Байрам поздравления можно говорить на русском, на татарском, на турецком и даже на английском языках. Никаких строгих ограничений тут нет и все зависит исключительно от вашей фантазии и способности креативно мыслить. Радуйте друг друга, родных, близких и знакомых красивыми, искренними и добрыми словами, читайте вслух праздничные стихи и отправляйте короткие смс оптимистичного содержания. Все это будет хорошо воспринято, обязательно понравится и придаст торжественной атмосфере душевность и сердечность. На своих страничках в соцсетях вполне уместно в этот день разместить красочные и яркие картинки с поздравлениями по случаю Ураза-Байрама на разных языках и наречиях. Такой шаг станет объединяющим и позволит приобщиться к празднику всем желающим, независимо от вероисповедания, достатка и общественного положения.

Елена Агранькова

Цель: Приобщить детей к национальной культуре и традициям. Сформировать праздничную культуру, дать знания о жизни крымско-татарского народа. Познакомить с крымско-татарскими народными играми, песнями, танцами. Развить у детей стремление к активному участию в праздниках.

Атрибуты: национальные костюмы, корзина с овощами, фруктами, игрушка барашек, тарелки с национальным орнаментом, тарелки-пазлы, платочек для танца, шкатулка, канат, бубен.

Вход под песню «Мен северин».

Вед. 1. Селям алейкум урметли ве сайгъылы мусафирлер, анна-бабалар! Бизим тетбиримизге хош кельдинъиз!

Вед. 2. Здравствуйте, дети, здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в нашем детском саду. Не зря мы начали встречу с песни, ведь, согласитесь, какой же праздник без музыки - танцев, веселья, игр.

Вед. 1. Эр бир байрам балалар ичюн къуванчтыр! Байрамларынгъы балалар сабырсызлыкънен беклейлер! (Каждый праздник – это радость в глазах детей. Наши ребята верят, что их ждут только радостные, увлекательные события. И одно из них – наша сегодняшняя встреча).

Вед. 2. Мы с вами не раз отмечали национальные праздники. Давайте вспомним их особенности. Вы будете под музыку передавать бубен. Когда музыка перестанет звучать, тот, у кого бубен останется в руках, должен будет назвать праздник, о котором я буду говорить.

Вопросы:

1. В этот праздник с горки катят калакай, чтобы узнать, урожайный ли будет год. (Хыдырлез)

2. Насыл байрамдан эвель ораза туталар? (перед каким праздником держат пост? (Ораза-байрам)

3. Какой праздник символизирует начало нового года? (Наврез)

4. Ораза байрамындан сон насыл байрам келе? (После праздника Ораза-байрам какой наступает праздник? – Курбан-байрам)

Игра с бубном .

Вед. 1. Халкъымызнынъ келеджеги парлакъ олсун! Анна-ватанымызда кечирилген эр куньге шукюр этемиз.

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим,

Хоть к новому принадлежим.

Вед. 1. Адет узре эвге кельген адамгъа яни мусафирге къокъулы къаве чай берилле, софра башында меракълы согъбетлер кече. (Словосочетание «крымскотатарское гостеприимство» стало уже почти крылатым выражением, символом того, что гость отлично проведет время и отправится домой счастливым и довольным.)

Вед. 2. Гостей хозяева приглашают на почетное место в доме (тор). Первым делом их обязательно угощают кофе со сладостями. Вот и наши ребята хотят достойно встретить своих гостей. /Подать кофе, сладости/

1 реб. Хош кельдинъ, Къурбан- байрам,

Мубарек Къурбан-байрам.

Къуванамыз биз санъа

Мусульманмыз иншалла!

2 реб. Къурбан къойлар чалынсын,

Бол софралар къурылсын,

Эйилик ниет этип

Дуа санъа окъулсын!

3 реб . Къол котерип ялварам

Ярдым эт бизге, Аллах,

Юреклер бираз осин

Гъам-къасевет эксильсинъ.

4 реб. Бир бинъ адлы бир Аллах,

Бинъ бир белядан сакъла,

Бахт-сеадет къысмет эт,

Кунь корсинъ бизим миллет.

Песня «Курбан-байрам»

Вед. 1. Къурбан байрам мукъкъадес байрамларындан бирисидир. Къурбан байрам мераметлик, бири бирине гонъульдешик, урмет байрамыдыр.

Вед. 2. В этот праздник нужно не только накормить всю семью, но и раздать часть еды бедным голодным людям.

Вед. 1. Байрамда фукъарелерге, оксюз балаларгъа, къартларгъа ярдым этиле (Это ритуальное угощение называется «саадака», и оно нужно для того, чтобы в будущем избежать болезней и несчастий.)

Вед. 2. В честь праздника принято ходить друг другу в гости, дарить подарки.

Вед. 1 . Келинъыз биз мусафирликке барайыкъ! (Давайте, мы с вами заглянем к кому-нибудь в гости и посмотрим, как готовятся люди к этому дню.)

Вед. 2. По традиции, у крымских татар младшие ходят с поздравлениями к старшим. Как это происходит, сейчас вам покажут наши дети.

Вед. 1 Торунлар къартана къартбабаны хайырламагъа кельдилер. (Итак, внуки пришли к бабушке с дедушкой поздравить с Курбан-Байрамом)

Дети подходят к «дому», в это время выходят бабушка с корзиной овощей и фруктов и дедушка с барашком на плече.

Внуки: - Селям алейкум, къартбаба ве къартана!

Старики: - Алейкум селям, хош сефа кельдинъиз!

Внуки: - Къартбаба, къартана,сизни буюк байрамнен Къурбан- Байрамнен хайырлаймыз! (целуют старикам руки)


Вед. 2. - Бабушка, дедушка, где вы были?

Вед. 1. - Мы, деточки любимые, на базар ходили.

Вед. 2. - Бабушка, дедушка, что вы там купили?

Вед. 1. - Нам овощи, фрукты, барашка предложили.

Вед. 2. - Барашек шерсть подарит нам -

Вед. 1. Носки свяжу на зиму вам.

Дети. - Къартбаба, къартана, сиз къайда бардынъыз?

Дед-ка, Баб-ка. - Базаргъа

Дети. - Къартбаба, къартбаба, базардан не алдынъыз?

Дед-ка, Баб-ка. - Бир къой

Дети. - Къартбаба, къартбаба, я къой бизге не керек?

Дед-ка, Баб-ка. - Къой бизе юнь береджек.

Дети. - Къартбаба, къартбаба, юнь бизге не керек?

Дед-ка, Баб-ка. - Юньден йип ишлермиз.

Дети. - Къартбаба, къартбаба, йип бизге не керек?

Дед-ка, Баб-ка. - Юньден санъа чорап орермиз.

Дедушка. Буюрунъыз, балалар. Отурунъыз! (Присаживайтесь, дети. Мы так вам рады)

Бабушка. Къана, балалар, айтыныз ишлериныз насыл, бала багъчада не орендынъыз? (расскажите, как ваши дела, чем вы занимаетесь в детском садике)

Дедушка. И мне очень хочется узнать, чему вы научились в детском саду!

Внуки. Пек гузель, къартана, биз ойняймыз, йирлаймыз, язамыз, мультфильмлер бакъамыз. (мы играем, танцуем, пишем, смотрим мультфильмы).

Бабушка. Къана, балалар, бизге де шиир айтынъыз, биз де къуванайыкъ! (расскажите, дети, нам стихи.)

Кунешчик (Солнышко)

1. Кунешчик кунешчик

Сары башлы атешчик

Кель, берабер ойнайыкъ,

Кельчи тюркю йырлайыкъ

2 Кельчи джаным кунешчик

Сары башлы кунешчик

Къумдан эвчик къурайыкъ

Ве оны къыздырайыкъ

Алма (Яблоко)

3. Алма ашай Алие,

Армут ашай Алиме,

Айшечик де ашайджакъ,

Ашап сагълам оладжакъ


Дедушка. Балалар ойнамагъа севесинъыз? (Я бы с удовольствием посмотрел, как вы танцуете).

Парный танец /в конце выходят бабушка с дедушкой и танцуют с детьми).




Дедушка. Машаллах балалар!

Бабушка. Балалар, бизде шимди мукъкъадес Къурбан байрамы. Байрамгъа биз эвельден азырланамыз: эвини джыштырамыз. Манъа ярдым этерсинъиз мы? (У нас большой праздник, Курбан-байрам. Нужно хорошо подготовиться к нему: убрать в доме, всё расставить по местам. Поможете мне?

Дети. «Да!»

Дедушка «нечаянно» роняет со стола пазлы.

Бабушка. Вот беда, разбилась моя любимая тарелка! Вай, тепси парланды!

Вед 2. Не переживайте, дети сейчас соберут черепки и склеят

Игра «Пазлы»

/дети собирают пазлы. В это время дедушка чихает/

Дети /хором/. Чокъ яшанъыз! «Живи долго!»

Дедушка. Саг олун! «Спасибо!»

Бабушка. Чокъ сагъ олун, балалар. Бу эки бир тепси манъа тап битамдан къалды. Онъы дуваргъа асарым. (Спасибо, мои дорогие! Тарелка эта досталась мне ещё от бабушки. Я её повешу на самое видное место и буду любоваться ею.)

Девочка. Къартана, насыл гузель къутучыкъ! Мумкюн мен бакъайым? (Бабушка, можно мне посмотреть твою шкатулку)

Бабушка. Бакъ, торуным! (Смотри, внученька /девочка достаёт из шкатулки платочек, улыбается, начинает танцевать.)

Танец с платочком


1 реб. Къартана, байрам бу недир? (Бабушка, а как отмечают Курбан-байрам)

Бабушка. Байрам бу- йырлар, оюнлар. Байрамларда вакъыт пек шенъ кече! (Праздник – это всегда песни, танцы, игры.)

2 реб. Къартбаба, сиз кичкене олгъанда сизде энъ севген оюн насыл эди? (Дедушка, когда ты был маленьким, какая игра у тебя была самой любимой)

Дедушка. Шимди анълатарым (Сейчас расскажу.) Выходите, мальчики. /делит их на 2 команды).

Соревнование «Перетягивание каната (дедушка помогает то одной, то другой команде)

3 реб. Бабушка, а у тебя какая была самая любимая игра?

Бабушка. Эвельден, биз къызларнен топлашип, ватан акъкъында лаф эте эдик,

бири биримизге суаль берип ата сёзлерини огрене эдик. Я сиз ойнамагъа истейсынъыз мы? Дикъкъатлы олун! Мен башлайым сиз исе девам этесинъыз! (Когда-то с подругами мы устраивали посиделки и несколько часов подряд состязались в знании пословиц. А

вы, ребята, хотите поиграть со мной)

Дети. «Да»!

Бабушка. Тогда будьте внимательны: я начинаю, а вы должны продолжить.

1. Достсыз адам ….(Къанатсыз къуш) Человек без друзей - как птица без крыльев

2. Ана юрт….(Алтын бешик) Родина - золотая колыбель

3. Ватансыз адам…. (йырсыз бульбуль) Человек без Родины - как соловей без голоса.

Бабушка. Машаллах, балалар! Сиз де ата сёзлеринъы билесинъыз! (Молодцы, ребята)

Вед. 1 Ватанымыз Къырым. Сизинъ диккъатынызгъа Къырым акъкъында йырыны динълемеге теклиф этемиз.

Вед. 2 Крым – наша родина! И мы поём о нем песню!

Песня о Крыме


1 вед . Байрамымыз сонуна келе. Эпинъызге къави сагълыкъ тилеймыз. Юзюнизде эр даи тебессюм олсун! (Наш праздник близится к своему завершению. Мне хочется пожелать вам приподнятого настроения, много светлых эмоций.)

2 вед. Здоровья вам и вашим домочадцам, потому что нет ничего важнее здоровья.

1 вед. Желаю вам провести этот день так, чтобы воспоминания грели душу на протяжении всего этого года.

Дедушка. Къурбан байрам - достлукъ байрамы! Бири биримизге ярджымджы олмалымыз! (Будьте всегда терпеливы, добродушны и щедры по отношениям к окружающим людям.)

Бабушка. Къартларны ихтиядж олгъан инасларыны зиярет этип къувандырайыкъ! (Тогда и окружающие будут относиться к вам так же.)

1, 2 вед, бабушка, дедушка /хором/: Ишлеринизде муафакъыетлер тилеймиз! (Удачи во всех делах)

Вед. 2. Народ как птица, голова птицы – его вера, одно крыло – его язык, второе крыло – обычаи. Птица без головы не проживёт, без крыльев не взлетит.

1 вед. Дикъаттынъыз ичюн сагъ олун! Келеджек байрамларгъа Аллах насип этсин! (Эдиелер багъышлана)Адет узре байрамларымыз «Хорон» оюнен екюнлене, эпинизни оюнгъа давет этемиз! (Мы не можем изменить традиции гостеприимства и отпустить наших гостей без подарка).

Дети дарят поделки, становятся в круг.

Вед. 2 . Давайте будем верными традициям и завершим наш праздник весёлым танцем «Хоран».

Танец «Хоран».