Для глаз        11.03.2024   

Актуальность к проблеме родительского просвещения в доу. Проблемы педагогического просвещения родителей в доу

Педагогическое просвещение родителей на современном этапе.

Зам. зав. по ВМР МБУ д/с № 92 «Лебедушка»

Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ направлена на признание приоритета семейного воспитания. Характеристика этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании межличностного восприятия и с помощью общения.

Взгляд на семью, как на партнера по образованию и воспитанию детей значим как в русле происходящих изменений в системе образования, так и как условие повышения готовности родителей к сотрудничеству не только с педагогами ДОУ, но и с ребенком.

В тоже время, критический взгляд на предшествующий опыт отношений «детский сад - семья» сложившийся в дошкольном учреждении и анализ его с позиции современных подходов и, позволил увидеть «удобное и привычное», но не эффективное на современном этапе.

Анализ системы работы с родителями в нашем ДОУ показал, что в среднем только 32% родителей, проявляя интерес к развитию и воспитанию своего ребёнка, являются активными участниками жизни детского сада. У подавляющего большинства родителей организация взаимодействия с ДОУ (по результатам анкет) сводится к личной беседе с воспитателем или психологом об особенностях физического и психологического развития их ребенка. В тоже время педагоги в работе с родителями отдают предпочтения формальным групповым формам организации, принимая на себя роль обучающего, без учета имеющегося опыта семейного воспитания, а роль обучаемого оставляя родителям. Причем отбор тематики происходит в большей степени на основе задач педагогического процесса и интересов педагогов, а не родителей.


Преобладает монологическая ориентация в общении педагогов с родителями. Руководствуясь лишь установкой на пропаганду и просвещение, мы ставим родителей в ситуацию, когда они вынуждены быть объектом нашего педагогического воздействия. Не эффективно подменять установление истинно партнерских отношений с родителями пресловутой пропагандой достоинств общественного дошкольного воспитания. Фиксация на «воспитании» у родителей уважения к труду педагога сводит к минимуму психолого-педагогическую поддержку родителей с учетом специфики семейного воспитания.

Таким образом, мы были вынуждены решать проблему проектирования эффективного педагогического просвещение семьи? Мы пошли по пути осуществления дифференцированного подхода к семьям; реализуя систему педагогического сопровождения (а не только педагогического просвещения) семейного воспитания.

Педагогическое сопровождение подразумевает специальным образом организованный целостный процесс создания условий в ходе и в результате которого у родителей формируется разнообразный субъектный опыт.

Субъектный опыт родителей как результат включает:

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ (эмоционально-ценностное отношение);

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ (совокупность знаний, умений и способов общения с детьми);

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ (перенос освоенного опыта в повседневные ситуации общения с детьми).

Процесс сотрудничества предполагает учет интересов родителей и как в выборе содержания взаимодействия, так и в выборе форм передачи данного содержания. И таким образом, готовность и направленность родителей к взаимодействию с педагогами ДОУ мы определяли как один из критериев для осуществления дифференцированного подхода. С другой стороны, выделяя информированность родителей в том или ином вопросе воспитания дошкольников, мы также рассматриваем его как критерий дифференцированного подхода к родителям. В результате показателями для дифференциации стали:

Ø Компетентность родителей по данной проблеме воспитания детей.

Ø Направленность и готовность к взаимодействию с педагогами ДОУ.

На основе данных показателей родители условно разделились на несколько групп.

Группа А - это родители, которые хорошо информированы в конкретных вопросах воспитания и самостоятельно находят адекватные решения педагогических проблем. Но не заинтересованы в активном взаимодействии с ДОУ

Группа В - это родители, которые в разной степени информированы в вопросах воспитания детей и осознают необходимость расширения имеющихся знаний, у них возникают затруднения в решении проблем. Готовы к взаимодействию с детским садом.

Группа С - это родители, которые имеют расплывчатые знания и о педагогических проблемах в воспитании детей не задумываются, не заинтересованы во взаимодействии с ДОУ.

Таким образом, дифференцированный подход направлен с одной стороны, на оптимизацию усилий педагогов при организации просвещения родителей, выбор адекватных форм взаимодействия, с другой стороны, отбор содержания наиболее востребованного родителями и дальнейшее планирование расширения компетентности родителей с учетом имеющегося опыта семейного воспитания.

Для осуществления дифференцированного подхода мы классифицировали формы работы по целям взаимодействия на основе компонентов субъектного опыта родителей

направленные на: формирование мотивации, передачу знаний, развитие умений.

На наш взгляд, наиболее эффективными при организации педагогического сопровождения семей являются дискуссионные формы работы. Именно дискуссия позволяет выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда участника на ту или иную проблему. Данная форма наиболее приемлема при осуществлении дифференцированного подхода в процессе взаимодействия ДОУ и семьи, так как различные роли в ходе дискуссии предусматривают приемлемую для родителей степень активности.


Анализируя различные классификации дискуссионных форм, можно выделить две основные категории дискуссий. Это групповые дискуссии, в которых участвуют несколько групп по 3-5 человек и каждая группа отстаивает свою точку зрения на заданную проблему, а также мероприятия, на которых участники индивидуально высказывают собственное мнение по теме. Групповые формы более распространены в педагогической практике ДОУ. Организация же индивидуальных дискуссий требует наличие подготовленных участников, имеющих собственное суждение по обсуждаемому вопросу.

Родительские чтения – эффективная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Выбор темы и участников происходит на предварительном этапе, где родители определяют вопросы, которые их наиболее волнуют. Педагог собирает информацию и анализирует ее. С помощью других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Сама дискуссия происходит в несколько этапов:

- начальная стадия "оттаивание" включает в себя ритуалы приветствия, проблемные вопросы, игровые приемы, погружающие в суть проблемы, если необходимо, оглашаются результаты анкетирования. Которые позволят родителям через саморефлексию погрузиться в обсуждаемую проблему, рассмотреть ее с позиции всех участников. Приведем примеры таких ситуаций:

1. Ребенок не хочет убирать игрушки. Как поступить маме?

2.Ваш сын обидел свою сестренку, довел ее до слез, разбросал кукол. Ваши действия?

(Родители в паре разыгрывают ситуацию через роли «мамы» и «ребенка», выбирают наиболее адекватные способы взаимодействия с ребенком при решении конфликтных ситуаций)

- Рабочая стадия "изменения": где непосредственно происходит обсуждения позиций изложенных в книгах, статьях, выдержках из журналов.

Так в описываемом нами мероприятии сопоставляются точка зрения:

Масара Ибука, который считает, что до трех лет ребенка за плохое поведение можно шлепать по попе, так как ребенок еще не осознает себя как личность, не осознает свои проступки, а после трех - не следует прибегать к такому виду наказания;

Позицию а, который выступает против наказаний и считает, что люди обманывают себя, думая, что наказание эффективно, так как суровое наказание не имеет устойчивого эффекта. Чрезмерно суровое наказание может прекратить не желаемое поведение, но оно снова возобновится, когда наказание будет отсрочено. Наказание указывает только на то, чего человек не должен делать, но не раскрывает, как следует поступать.

Мнение К. Роджерса, который полагал, что наилучшей родительской стратегией в отношении ребенка, который ведет себя нежелательным образом, будет, если сказать ему: «Мы тебя любим, но то, что ты делаешь, огорчает нас, и поэтому лучше бы ты этого не делал».

Теорию Дж. Аронфрида, где он считает, что успешная социализация ребенка не может обойтись без наказаний. Он экспериментально доказал, что дети, получавшие порицание в самом начале совершения проступка, значительно реже потом их совершали нежели те, что были наказаны после проступка.

Для активизации дискуссии предлагается ряд вопросов проблемного характера:

Возможно ли использование физического наказания в воспитании ребенка? Оцените эффективность метода «кнута и пряника»? Опишите психологический портрет ребенка, в воспитании которого используют физическое наказание. Какое, по вашему мнению, поведение родителей сформирует самоконтроль у ребенка?

Родители, которые заранее имели возможность ознакомится с предложенной литературой, представляют позицию автора, с мнением которого они наиболее согласны, аргументируют свою точку зрения примерами из собственного опыта и из других литературных источников. Остальная аудитория включается по желанию в обсуждения, свое согласие она выражает аплодисментами.

Таким образом:

Наказание – это указание и инструкция, как нужно поступать.

Целью наказания должно быть не ущемление, подавление личности ребенка, а обучение новому, социально приемлемому поведению.

Результатом такого наказания будет – внешне контролируемое поведение ребенка, а самоконтроль.

Фиксация выводов в виде правил «Как правильно наказывать ребенка»:

    Ребенок имеет право знать – за что его наказывают. Ребенку должно быть предоставлено право выбора для исправления ситуации Ребенка лучше останавливать, когда он только собирается совершить проступок.

Конечная стадия "замораживания " включает в себя подведение итогов обсуждения, фиксация выводов в виде правил, творческих работ, плакатов, ритуальное прощание. Творческая фиксация выводов активизирует память и позволяет снять эмоциональное напряжение от обсуждения спорных вопросов.

Родительские ринги строятся по аналогичной схеме, но на рабочей стадии в большей степени презентуется личный передовой опыт семейного воспитания. В роли «компетентного участника дискуссии» выступают семьи и или отдельные их представители. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают выбранные представители, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Широкое использование дискуссионных форм позволяет повысить степень активности родителей в организуемых ДОУ мероприятиях и обогатить опыт семейного воспитания конструктивными способами решения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с детьми.

В современных условиях рассмотрения семьи и школы, как равноправных участников образовательного процесса многие ученые и практики уделяют особое внимание при работе с семьей на аспект развития ее воспитательных возможностей, в частности на развитие родительской компетентности (В. Н. Бушина, Н. Н. Мизина, Н. А. Хрусталькова и др.) , осознанного родительства (М. О. Ермохина) , воспитательного потенциала семьи (Н. В. Додокина, О. В. Кучмаева, Л. Н. Константинова, А. А. Чуприна) , педагогической культуры родителей в целом (В. Н. Вершинин, И. А. Колесникова, М. Н. Недвецкая) .

Педагогическое просвещение родителей является важнейшим аспектом, позволяющим им воспитать ребёнка как личность в той мере, в которой это необходимо. Одна из основных задач педагогического просвещения – прививать родителям культуру, которая, в свою очередь, направится на воспитание культуры в ребёнке.

Педагогическая культура родителей (в широком социально-педагогическом смысле) – это составная часть общей культуры человека, в которой отражается накопленный человечеством за всю его историю опыт воспитания детей в семье. Под педагогической культурой родителей (в узком педагогическом смысле) понимается такой уровень их педагогической направленности, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитании . С одной стороны, педагогическая культура отражает уровень усвоения человеком сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, с другой – реализацию этого опыта в повседневной деятельности.

В структуре педагогической культуры родителей выделяют следующие компоненты:

  • когнитивный компонент– определенная сумма физиолого-гигиенических, психолого-педагогических, правовых знаний, необходимых для полноценного осуществления воспитания в семье. В первую очередь это знание основных законов анатомо-физиологического и психического развития ребенка; понимание ценностей семейной жизни и семейного воспитания; овладение знаниями об ошибках, трудностях семейного воспитания и способах их устранения; знание прав и обязанностей родителей и ребенка;
  • операционный компонент– осознанное овладение родителями методами, приемами, формами воспитательного взаимодействия с ребенком; умение организовать полноценную жизнь ребенка в семье, диагностировать способности ребенка;
  • коммуникативный компонент – умение родителей создать положительный, благоприятный семейный климат; взаимопонимание, как с детьми, так и с другими членами семьи, терпимость к их мнению; умение предупреждать и решать конфликты;
  • рефлексивный компонент – умение анализировать собственный действия, поступки и состояния; оценивать необходимость и эффективность применявшихся методов и приемов воспитания, причины успехов и неудач, возникающих затруднениях в ходе семейного воспитания; способность посмотреть на себя со стороны глазами своего ребенка;
  • эмоциональный компонент– умение владеть собою в трудных, непредвиденных ситуациях; понять состояние ребенка по малоприметным особенностям его поведения, видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь для их разрешения; способность родителей к эмпатии, сочувствию и сопереживанию .

Уровень педагогической культуры родителей представляет собой степень готовности родителей к эффективной организации воспитательного процесса в семье, основанной на знаниях, умениях и навыках педагогического взаимодействия с ребенком, понимании особенностей его личностного развития и желании приобщить его к культуре и традициям семьи и общества . Уровень педагогической культуры родителей зависит от уровня их образования, от их общей культуры, от индивидуальных особенностей, определяется уровнем собственной воспитанности, а также накопленным жизненным опытом. В настоящее время уровень сформированности педагогической культуры большинства родителей низок, что, разумеется, отрицательно сказывается на результате их воспитательной деятельности, а, следовательно, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Основная масса родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, некомпетентны в вопросах семейного воспитания и плохо представляют себе его цели. Педагогическая неграмотность отцов и матерей, непонимание ими насколько сложен процесс развития ребенка, приводит к большим ошибкам в семейном воспитании. Следовательно, решение проблемы семейного воспитания в современных условиях зависит от целенаправленной педагогической подготовки родителей. Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением.

Чаще всего в воспитании детей родители опираются на опыт близких им людей, свой собственный опыт и образцы воспитания детей, которые, как известно, имеют ограниченное применение, так как не учитывается индивидуальность ребенка. Важно отметить, что современный ребенок воспитывается не большой массой родственников огромной семьи, а всего одним-двумя родителями, что само по себе значительно сужает возможности воспитательного процесса. К тому же нынешние семьи абсолютно не похожи одна на другую. Каждая семья имеет свои экономические, педагогические проблемы, свой взгляд на систему семейного воспитания. В данном случае уже нельзя ограничиться привычными формами фронтального просвещения родителей.

Современная педагогическая практика взаимодействия предлагает новые формы организации работы с родителями учащихся:

  • дискуссии, в основе которых – конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями;
  • анализ педагогического опыта (обсуждение содержания научно-популярных, методических пособий по проблемам семейной жизни и семейного воспитания) ;
  • психологические тренинги, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений;
  • индивидуальное консультирование родителей – индивидуальная работа с отдельной семьей или представителем семьи, позволяющая разобраться в конкретной ситуации и найти оптимальное решение;
  • тематическое консультирование – работа с семьями, дети которых переживают одну и ту же проблему;
  • деловые игры, направленные на формирование навыков быстрого принятия педагогически верных решений, умения вовремя увидеть и исправить педагогическую ошибку;
  • просвещение через интернет: создание специального сайта для родителей, на котором они могли бы находить интересующие их материалы по проблемам образования и воспитания.

Необходимо отметить, что эффективность и результативность работы по формированию педагогической культуры родителей выше, когда коллективные формы (конференции, дискуссии, диспуты, лекции) сочетаются с групповой и индивидуальной работой; педагогическое просвещение – с активным включением родителей в воспитательную работу; теоретические знания – с решением практических задач воспитания: обменом опыта родителей по вопросам семейного воспитания, разбором конкретных жизненных ситуаций .

Повышение педагогической культуры родителей – длительный процесс, успешность которого будет зависеть от того, как будут реализованы следующие принципы:

  • гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей;
  • обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса;
  • интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;
  • управление взаимодействием детей и родителей;
  • единство педагогического просвещения и самообразования родителей;
  • многообразие форм работы с родителями;
  • стимулирование родителей к сотрудничеству;
  • принцип добровольности;
  • принцип конфиденциальности.

Таким образом, семья в значительной степени определяет успешность воспитания ребенка, поэтому важным этапом в работе с родителями является повышение их педагогической культуры. Сформировать у родителей необходимую педагогическую базу – одна из важнейших задач педагогов образовательных учреждений. В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч. В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания. Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Меняется и тематика педагогического просвещения.

Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки) , использования технического оснащения.

Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей (раздел методики работы с родителями) , родительский всеобуч.

Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.) предусматривают ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми.

Формы педагогического просвещения

Традиционные:

Родительские собрания

Вечера вопросов и ответов

Диспуты

Дни открытых дверей

Нетрадиционные:

Деловые игры

Регламентированные дискуссии

Обмен родительским опытом

Выбор и применение различных форм работы с родителями опирается на ряд общих условий:

  • знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств (что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, каковы отношения с одноклассниками и педагогами, что более всего ценят в людях и т.п.) ; - личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером

Педагогическая культура родителей (педагогический потенциал семьи) оказывает решающее влияние на выбор методов, средств и форм воспитания.

Вариантом активной формы педагогического просвещения является педагогическая пропаганда. «Педагогическая пропаганда – распространение важных сведений по вопросам образования и воспитания среди широких кругов населения.

Таким образом, повышение педагогической культуры является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.

Список литературы:

  1. Арнаутова Е. П. Общение с родителями: Зачем? Как? М., 1993. 208 с.
  2. Головинова Г. Н. Семья – забота общая. М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА» , 2010. 136 с.
  3. Недвецкая М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи. М.: УЦ Перспектива, 2011. 152 с.

Кудрявых Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№4
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Значение педагогического просвещения родителей дошкольников в ДОУ на современном этапе
Дата публикации: 08.06.2016
Раздел: дошкольное образование

Значение педагогического просвещения родителей дошкольников в ДОУ на

современном этапе.
Кудрявых Е. П. Воспитатель МАДОУ№4 г. Кемерово Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), отвечая социальным запросам, большое внимание уделяет работе с родителями. Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей (раздел методики работы с родителями), родительский всеобуч. Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.) для ознакомления родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми. С появлением педагогики как науки многие учёные раскрывали проблемы семейного воспитания и пути их преодоления. Я.А. Коменский назвал материнской школой свою книгу, созданную в помощь матери по воспитанию ребёнка дошкольного возраста. К.Д. Ушинский говорил о том, что родители должны иметь педагогические знания, для чего следует изучать педагогическую литературу. П.Ф. Лесгафт считал неотложной задачей развитие женского образования в России, ибо естественной и незаменимой воспитательницей детей дошкольного возраста является именно образованная мать. Е.Н. Водовозова видела задачу родителей и воспитателей в изучении не только индивидуальных особенностей детей, но и науки о воспитании. Е.И. Тихеева рекомендовала в детских садах проводить беседы с родителями по дошкольному воспитанию, периодически устраивать выставки детских ра За необходимость оказания родителям педагогической помощи выступали и такие педагоги, как Е.А. Аркин, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Радина, А.В. Суровцева, Е.А. Флерина и др. В конце 90-х – начале 2000 года меняется позиция родителей: они становятся активными участниками процесса воспитания детей. Педагогика, признавая роль семьи в воспитании дошкольников, подчёркивает необходимость сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. На современном этапе преобразований в системе образования возрастает необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей.
Детский сад становится открытой образовательной системой: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Актуальны следующие принципы организации работы ДОУ с семьей: открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок); сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ; единство и согласованность представлений о целях воспитания (развития) и реально способствующих тому методах между семьей ребенка и педагогическим коллективом; отношение к семье, как к партнёру педагогического процесса; привлечение родителей к деятельному участию в занятиях, праздниках, изготовлению необходимых материалов на основе их личной в том заинтересованности (значит, цели, методы и виды деятельности должны быть предметом активного родительского интереса, обеспечивать возможность раскрытия творческого потенциала не только детей, но и взрослых); открытость занятий для посещения родителями; предоставление возможности подробного ознакомления с особенностями педагогической системы, личного совершенствования в ее использовании для домашних занятий с ребенком (консультации, тренинги, семинары, беседы на актуальные темы); доброжелательность и опора на положительное начало в ребенке, его добрые качества и поступки. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения, в частности ДОУ по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Дошкольные образовательные учреждения стремятся максимально взаимодействовать с семьёй, чтобы реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе ДОУ становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания. Литература: 1. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80с.
2. Свирская, Л.С. Работа с семьёй: необязательные инструкции. Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176

Психолого - педагогическое просвещение родителей.

Выполнила:

Харитонова Анастасия Сергеевна

Москва, 2013 г.

  • психолого-педагогическое просвещение родителей,
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс,
  • участие в управлении учебно-воспитательным процессом в ДОУ.

Психолого - педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей:

Родительские университеты;

Конференции;

Индивидуальные и тематические консультации;

Родительские собрания;

Тренинги.

Родительские университеты - это достаточно интересная и продуктивная форма работы с родителями.

Назначение родительских университетов в детском саду - психолого-педагогическое просвещение родителей. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами не только ДОУ, но и школы, ВУЗов, на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия в которых проводятся в параллели возрастных групп. Это дает возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.

Конференция - форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Конференции родителей проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовится все ДОУ и все группы. К конференциям готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ детей, музыкальные программы, экскурсии по детскому саду т. д. Темы конференции должны носить конкретный и практический характер. Специалисты ДОУ разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по вопросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации воспитателя или учителя-дефектолога, если педагоги видят, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации. Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребенком, его ближайшим окружением, педагогами, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий педагог может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации.

Требования к проведению консультации

1. Консультация проводится по запросам родителей, ребенка и воспитателя, учителя-дефектолога, учителя – логопеда.

2. Проблема, которая будет обсуждаться, хорошо известна и рассматривается с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.

3. В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и своё отношение к проблеме.

4. Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.

5. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

6. В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах.

7. В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.

8. Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов и педагогов.

9. Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.

10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми родителями является родительское собрание.

Родительское собрание закономерно считается не менее сложным «жанром», чем занятия или внеучебная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей воспитателей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на педагога на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи со специалистами и педагогами. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей, проявляется хамство и грубость педагогов. Педагогам следует помнить - родительское собрание - это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики.

Для специалистов ДОУ родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения детей. Все сотрудники: дефектологи, психологи, логопеды, педагоги доп.образования - постоянно участвуют в собраниях, готовят отдельные собрания, обсуждают сценарии собраний, предлагают актуальные темы для собраний и, наконец, анализируют итоги.

Родительские собрания могут быть:

Организационными;

Текущими или тематическими;

Итоговыми;

Общими групповыми.

Тематика родительских собраний определяется воспитателем и специалистами на основе изучения целей и задач работы детского сада с родителями и исходя из запросов родителей группы.

Общее родительское собрание проводится два раза в год. Основной целью общего родительского собрания является знакомство с целями и задачами работы ДОУ, планированием воспитательного процесса (дни открытых дверей, дни самоуправления и творчества), итогами работы за определенный промежуток времени, проблемами и перспективами развития дошкольного обучения в условиях реформирования ДОУ. Однако общие родительские собрания могут носить и торжественный характер. Традиционными общими родительскими собраниями могут стать собрания, посвященные юбилею ДОУ, чествованию родителей, воспитавших прекрасных детей, чествованию воспитанников - победителей олимпиад и конкурсов и т.д. Прекрасной традицией детского сада может стать общее родительское собрание, которое посвящено педагогу, обучившему не одно поколение воспитанников детского сада. Такие родительские собрания носят глубокий общечеловеческий нравственный характер, положительно влияют на родителей, стимулируют их на изменение своей педагогической позиции в семье.

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей с детским садом является групповое родительское собрание . Групповой собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в группе, планируется и обсуждается построение образовательного и воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и ДОУ, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости воспитанников не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.

Родительское собрание условно можно разделить на три части – вступительную, основную, заключительную.

Вступительная часть. Родительское собрание открывает и ведет в дальнейшем воспитатель или председатель родительского комитета. Кто-то из них в своем вступительном слове объявляет повестку собрания, напоминает его цели и задачи, знакомит с порядком совместной работы его участников, представляет приглашенных на собрание, подчеркивает актуальность обсуждаемых вопросов. Важно, чтобы в первые минуты собрания родители уже были мобилизованы, заинтересованы и готовы к активному участию в нем.

Основная часть. В данный период излагается наиболее важная информация, происходит коллективное ее обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.

Заключительная часть. Эта часть собрания включает в себя такие важные моменты, как принятие решения и оценка происшедшего на собрании. В данный период дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания, и затем оно утверждается с внесенными в него поправками.

Одной из форм просвещения родителей группы является родительский ринг. Родительский ринг – это возможность обсудить различные ситуации в воспитании детей, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. На обсуждение в ходе ринга могут быть представлены ситуации воспитания, которые могут быть в том или ином возрасте дошкольников, а так же проблемные ситуации, которые складываются в самом детском коллективе. Безусловно в ходе ринга анализируется педагогическая ситуация без переноса ее на конкретных воспитанников. В анализ ситуации изучаются различные точки зрения родителей на проблему, обсуждается единственно верный выход из создавшегося положения. Играет огромную роль в просвещении родителей группы, так как предлагает практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.

Ещё одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги. Тренинги - это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении дошкольного психолога. Воспитатель или специалист беседует с детьми и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, изменяют я-позицию детей и взрослых; способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право организовывать и проводить только специалист, имеющий специальное для этого разрешение.

Как вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс?

Поскольку родители являются социальными заказчиками ДОУ, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в саду и в своих группах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в группе, в лучшем случае - предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут активно участвовать в управлении дошкольной жизнью.

Одной из форм участия родителей является деятельность родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете ДОУ, Устава учебного заведения. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей группы. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями или людьми, их заменяющими, организации в группе мероприятий учебного и внеучебного плана. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц. Родительский комитет группы привлекает родителей к организации и проведению досуговых мероприятий в группе. Родители-профессионалы могут организовать в группе работу различных кружков, спортивных секций, клубов, театральных и музыкальных студий.

Родителей можно привлекать к проведению разовых информационных часов. Эти часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.

Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеучебных мероприятий в группе, быть участниками КВНов и спортландий, музыкальных конкурсов и дней творчества. Все зависит от того, насколько воспитатель сумел привлечь родителей к сотрудничеству. Неоценимую помощь может оказать коллектив родителей в организации родительского патрулирования. Родительский патруль участвует в проведении экскурсий. Участники родительского патруля наблюдают во время дежурства за поведением детей и делятся впечатлениями на родительском собрании. Иногда мнение, высказанное родителями группы, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действенным, чем мнение воспитателя.

Воспитатель и дефектолог, привлекая родителей к участию в воспитательной и образовательной работе в группе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения воспитанников группы. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными - грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и множество различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни детского коллектива.

Список литературы:

1. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга в семье. - М., 2001.

2. Делекреева Н.И. Новое родительское собрание: 1-4 классы. М., 2005.

3. Ответственные родители: Учеб.-метод. пос. для учителей сред. школы. М.: Всерос. образовательная программа «Мой выбор», 2007.

4. Родительские собрания: II класс / Авт.-сост. О.П. Варенька. М.: ВАКО, 2008.

5. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями – М.: 5 за знания, 2005.


В настоящее время в ДОУ ведется постоянная работа по развитию педагогической рефлексии. Рассмотрим, как проводится эта работа на примере старшей группы.

Познавательное направление - это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого широко используются следующие традиционные и активные методы просвещения родителей (См. Приложение 2):

· посещение семей воспитанников на дому;

· общие и групповые родительские собрания (родительские собрания проводятся в виде деловых игр, тренингов, практикумов темы смотри ниже);

· консультации (темы смотри ниже);

· занятия с участием родителей;

· выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

· совместные экскурсии;

· Дни общения;

· Дни добрых дел;

· Дни открытых дверей;

· участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

· оформление фотомонтажей;

· совместное создание предметно - развивающей среды;

· утренние приветствия;

· работа с родительским комитетом группы;

· беседы с детьми и родителями;

· тренинги;

· семинар - практикум;

· родительские гостиные;

· телефон Доверия;

· почта Доверия;

· семейный вернисаж.

Консультации для родителей проводились на темы:

· Агрессивный ребёнок

· Влияние родительских установок на развитие детей

· Консультация для родителей «Ребёнок на даче»

· Особенности психологии дошкольников

· Воспитание дружеских отношений в игре

· Консультации для родителей «Положи твоё сердце у чтения»

· Консультации для родителей «Здоровье всему голова»

· Формирование культуры трапезы

· Готовность к школе: Что мы не понимаем?

· Консультация для родителей «Учим ребенка общаться»

Родительские собрания на темы:

· Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребёнка?»

· Устный журнал на тему: «Зачем человеку детство?»

· Родительское собрание «Игра - не забава»

· Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня» (деловая игра)

· Родительское собрание в средней группе «Какие игрушки нужны детям»

· Родительское собрание (совместно с детьми) «Готовим детей к школе. Что это значит?»

· Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь-то говорит, словно реченька журчит»

Наглядно - информационное направление включает в себя:

· родительские уголки,

· папки - передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»,

· семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»,

· библиотека - передвижка,

· фотомонтажы «Из жизни группы», «Мы - друзья природы», «В кругу семьи»,

· фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»,

· семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья - здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,

· эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,

· копилка Добрых дел.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проведены:

· праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День рождения», «Лучшая семья моя»,

· развлечения «Семейные посиделки», «День смеха»,

· «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком),

· спортивные досуги «Семья - здоровый образ жизни», «День Взросления»,

· вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»,

· совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»,

· выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо - чадо»,

· празднование дней рождения (ежемесячно),

· выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»,

· спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»,

· совместные походы «В мир прекрасного»,

· экскурсии «Мы - друзья природы», «Защитим свою природу».

Сценарии праздников и развлечений разрабатывались совместно с родителями. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, был разработан определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

· выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

· консультации для родителей;

· составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

· распределение ролей взрослых;

· изготовление пригласительных билетов;

· подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

· составление памятки - помощницы для родителей и для детей;

· индивидуальные встречи и консультации;

· изготовление атрибутов, пособий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.