Праздничный        04.01.2024   

Проекты по художественному эстетическому воспитанию. Проект художественно эстетической направленности

Разделы: Работа с дошкольниками

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта

Все знают о роли развития мелкой моторики: связь с речевым центром, развитие зрительно-моторной координации, ловкости и точности движения, развитие кисти и пальцев, и многое другое.
Предлагаемый проект позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.
В дошкольных учреждениях с целью обучения детей третьего года жизни традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности.
Однако, занятия аппликацией с детьми этих лет жизни могут быть привлекательными и доступными для малышей.
Доступность объясняется несложностью исполнительских приёмов, которые осваивают дети во время аппликационной деятельности, а также возможностью манипулирования готовыми формами для достижения результата.
Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.
Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.
Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах.
Сформированные в раннем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.

Цель проекта: формирование интеллектуальной, познавательной, речевой деятельности через художественно-эстетическое развитие; развивитие творческих способностей, фантазии, воображения; помощь в проявлении художественных способностей в различных видах изобразительной деятельности.

Задачи для детей:

1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, моторику рук, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
2. Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к окружающему миру.
3. Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
4. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
5. Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
6. Учить создавать коллективные работы.

Задачи для родителей: создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

Задачи для педагога:

1. Анализ и сбор информации по художественно-эстетическому развитию детей.
2. Разработать перспективное планирование по проекту.
3. Пополнить предметно-развивающую среду.
4. Мониторинг результатов.

Участники проекта:

1. Дети первой младшей группы.
2. Воспитатели группы.
3. Родители и другие члены семьи.

Длительность проекта: 4 месяца.

Ожидаемый результат:

1. Пополнение предметно-развивающей среды по художественно-эстетическому развитию.
2. Формирование речевых навыков.
3. Развитие интереса к познанию окружающего мира.
4. Обогащение опыта родителей.

I. Подготовительный этап

1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Обсуждение с родителями проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II. Основной этап реализации проекта

1. Взаимодействие с родителями:
- организация выставки детских работ;
- публикация мастер-классов выполнения работ на сайте педагога.
2. План проведения занятий кружка «Пальчик мал, да удал»

Программное содержание

1-я неделя

Вот какие у нас солнечные ладошки.

Вызвать интерес к созданию коллективного панно из ладошек. Учить раскладывать цветные ладошки вокруг круга и приклеивать. Познакомить с техникой аппликации: наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону/основе. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

3-я неделя

Чашка в горошек

Учить детей на данной заготовке наклеивать круги бумаги, развивая эстетику.

1-я неделя

Вот какой у нас букет!

Вызвать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить составлять композицию из цветов и листиков: выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (силуэте букета). Показать возможность изготовления цветка в технике бумажной пластики - из мятых комочков и рваных кусочков. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме.

3-я неделя

Пушистая тучка.

Продолжать учить детей создавать рельефные изображения из пластилина модульным способом - отщипывать кусочки, прикладывать к фону и прикреплять (прижимать, примазать) пальчиками. Вызвать интерес к созданию красивой пушистой тучки из кусочков пластилина разного цвета. Разнообразить способы деления пластилина на части (ощипывание, отрывание, откручивание, отрезание стекой). Развивать чувство формы, фактуры, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисть руки.

1-я неделя

Вагончик

Продолжать формировать умение наклеивать готовые шаблоны на картон, обыгрывая их.

3-я неделя

Божьи коровки

Продолжать учить детей наклеивать готовые круги на предмет, дорисовывать мелкие детали.

1-я неделя

Вот какие у нас цыплятки.

Учить детей в сотворчестве с педагогом и другими детьми создавать образ цыплят: по выбору педагога - рисовать или делать аппликации. Уточнить представление о внешнем виде цыплёнка (туловище и голова - круги разной величины, тонкие ножки, на голове - клюв и глаза). Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать интерес к природе, желание отображать свои представления и впечатления в изодеятельности.

3-я неделя

Цветочная поляна - коллективная работа

Закреплять практические навыки, умение составлять цветок из нескольких кругов цветной бумаги, наклеивая их на картон, правильно располагая.

На данных занятиях дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.
Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи - аппликации предметов разнообразных форм, величины, пропорции. Занятия носят как коллективные так и индивидуальные формы работы. К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.

III. Заключительный этап

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую);
- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными техниками, материалами, новыми игрушками, дети проявляли интерес и желание стать активными участниками процесса;
- возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог;
- считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - родители.

Перспектива на будущее:

Разработать перспективу проекта “ Пальчик мал, да удал ” во 2 младшей группе.

Литература:

1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. II младшая группа». - М.: Т Ц Сфера, 2007
2. Янушко Е.А. «Аппликация с детьми раннего возраста» . Методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.:-Мозаика-Синтез.: 2006.-64 с.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №16» «Виктория»

Чистопольского муниципального района

Краткосрочный проект

по художественно-эстетическому развитию

«Красавица Матрешка»

с детьми 4-5 лет

Салеева Елена Николаевна, музыкальный руководитель,

высшей квалификационной категории;

Бочкарева Светлана Анатольевна, воспитатель, первой квалификационной категории.

Содержание:

Паспорт проекта

Аннотация

Актуальность

Цель и задачи проекта

Основные этапы проекта

Ожидаемые результаты проекта

Заключение

Список литературы

Паспорт проекта

Краткосрочный проект «Красавица Матрешка» по развитию художественно-эстетического развития у детей 4-5 лет посредством ознакомления детей с русской народной игрушкой «Матрешка» и параллельно знакомство с ее прототипом татарской игрушкой «Миляуша» через музыкально- художественную деятельность.

Организация заявитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16» «Виктория»

Разработчик проекта

Салеева Елена Николаевна, музыкальный руководитель, высшей квалификационной категории;

Бочкарева Светлана Анатольевна, воспитатель, первой квалификационной категории.

Проблема

Недостаточное формирование у дошкольников музыкально – ритмических движений средствами народного искусства.

Цель проекта

Приобщать детей среднего дошкольного возраста к традиционной народной культуре, истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи проекта

1. Формировать у детей представление о русской народной игрушке Матрешке.

2.

3. Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять

свои творческие способности.

4.

деятельности;

знакомить детей с малыми формами в фольклоре.

5.

патриотизма.

Срок реализации

с 13.03.2017г по 30.03.2017г

Ожидаемые результаты

1.

2.

3.Сформированы представления об истории возникновения куклы-матрёшки на Руси, о разновидностях матрёшки по месту возрождения, а так же с татарской матрешкой «Миляуша.»

Аннотация

«Красавица Матрешка» по развитию художественно-эстетического развития у детей 4-5 лет посредством ознакомления детей с русской народной игрушкой «Матрешка» и параллельно знакомство с ее прототипом татарской игрушкой матрешкой «Миляуша».Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с образовательной программой «От рождения до школы» Вераксы Н.

Кому нужен проект?

Каковы цели и задачи проекта?

Цель проекта: Приобщать детей среднего дошкольного возраста к

традиционной народной культуре, народному творчеству на примере русской и татарской национальной игрушки.

Задачи:

1.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

3. Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои

творческие способности.

4. Развивать творческие способности детей в музыкальной и изобразительной

деятельности; знакомить детей с малыми формами в фольклоре.

5. Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, прививать чувство

патриотизма.

Каким образом проект реализуется?

Реализация проекта в 3 этапа предусматривает работу с детьми и родителями воспитанников

Какие мероприятия проводятся в ходе реализации проекта?

Проект был реализован в процессе непосредственно образовательной и

совместной изобразительной деятельности и на музыкальных занятиях с

детьми 4-5 лет

Сроки реализации

с 13.03.2017г по 30.03.2017г

Каков результат?

1. В детях сформированы представления о русской народной игрушке.

2. Владеют знаниями малых форм фольклора.

3.Сформированы представления об истории возникновения куклы-матрёшки на Руси, о разновидностях матрёшки по месту возрождения, а так же с татарской игрушкой матрешкой «Миляушой.»

Актуальность проекта

Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающей большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детей различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средство музыкально – эстетического воспитания ребенка представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трёх компонентов. Проблема же формирования у дошкольников музыкально – ритмических движений средствами народного искусства является актуальной и по той причине, что она менее известна и её изучение позволило бы решить одну из программных задач музыкального воспитания в детском саду. Поэтому свою основную задачу для педагогов мы видим в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с народным творчеством, c национальной игрушкой-матрешкой, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. Сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: Приобщать детей среднего дошкольного возраста к традиционной народной культуре народному творчеству на примере русской и татарской национальной игрушки.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей представление о русской и татарской народной игрушке Матрешке.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

3. Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности.

4. Развивать творческие способности детей в музыкальной и изобразительной деятельности; знакомить детей с малыми формами в фольклоре.

5. Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, прививать чувство патриотизма.

Целевая группа проекта : дети средней группы, воспитатель, музыкальный руководитель.

Проектное решение : Весь музыкальный фольклорный материал по ознакомлению детей с матрешкой находит свое место в устраиваемых народных праздниках. В ходе подготовки к фольклорному празднику « Матрешки- подружки» используются следующие виды музыкальной деятельности: Восприятие, музыкально-ритмические движения, пение, игра на музыкальных инструментах, народные игры, танцы, хороводы, устное народное творчество, изобразительная деятельность с элементами аппликации. Поэтому в результате знакомства детей с русской народной игрушкой «Матрешка», параллельно происходит знакомство с ее прототипом татарской игрушкой матрешкой «Миляуша».

Основные этапы реализации проекта

1.Подготовительный (с 13.03.2017 по 15.03.2017)

2.Практический (с 16.03.2017 по 28.03.2017)

3.Заключительный (с 29.03.2017 по 30.03.2017)

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

1.Этап: Подготовительный

Изучение произведений малых фольклорных жанров: -потешки: «Мы с матрешечкой гуляли», «Миляуша -потешница», Красный сарафанчик»,

Загадки о Матрешке.

Музыкальный зал

13.03.2017

Музыкальный руководитель.

воспитатель

Подбор методического, дидактического и наглядного материала

красочный альбом «Собери свою матрешку», дидактическая игра «Татарские узоры»

В группе

14.03.2017

Воспитатель

Подбор музыкального материала: русские народные мелодии «Калинка», «Светит месяц», «Во поле берёза стояла».

Музыкальный зал

15.03.2017

Музыкальный руководитель.

2.Этап: Практический

Показ презентации

«Знакомство с русской матрешкой»:

«Чудо-куколки- татарские матрешки»

В группе

16.03.2017

Воспитатель

Беседа с детьми: «Вот какая Матрешка»

В группе

17.03.2017

Воспитатель

НОД по аппликации «Укрась матрёшке сарафан» (Приложение 1)

В группе

21.03.2017

Воспитатель

Разучивание танца «Мы матрёшки»

Музыкальный зал.

16.03-28.03.

Музыкальный руководитель

Разучивание песни «Русская матрешка»

Музыкальный зал.

22.03-28.03

Музыкальный руководитель

3.Этап: Заключительный

11.

Организация фольклорного праздника «Матрешки-подружки» (Приложение 2)

Музыкальный зал.

29.03.2017

Воспитатель,

музыкальный руководитель.

22.

Подведение итогов, анализ результатов и эффективности реализации проекта на педагогическом совете ДОУ

В группе

29.03.2017

Воспитатель, музыкальный руководитель

33.

Анкетирование родителей на тему «Фольклор в жизни детей дошкольного возраста» (Приложение 3)

В группе

29.03.2017

Воспитатель

44.

Презентация проекта на родительском собрании ДОУ

В группе

30.03.2017

Музыкальный руководитель, воспитатель.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. В детях сформированы представления о русской народной игрушке.

2. Владеют знаниями малых форм фольклора.

3. Сформированы представления об истории возникновения куклы-матрёшки на Руси, о разновидностях матрёшки по месту возрождения, а так же с татарской игрушкой Миляушой.

4. Сформирована способность воплощения собственного замысла в аппликации, танцах, песнях.

Заключение

Проект «Красавица Матрешка» должен стать мощным импульсом развития в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое и музыкальное развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкальной и изо бразительной деятельности . В целом проект в своём развитии имеет прогресс, так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученных знаний в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально-нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы на основе этнокультурного компонента.

Основной идеей этого проекта пробудить у детей интерес к культуре разных народов через знакомство детей с играми и игрушками, традициями и обычаями русского и татарского народов.

Фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Список литературы

Основная литература:

    Пантелеева Н.Г. «Народные праздники в детском саду» Издательство «Мозаика синтез», 2014 г.

    Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду учебно –методическое пособие. Издательство М.: «Цветной мир», 2012 г.

Дополнительная литература:

    Бердникова Н.В. «Большой праздник для малышей» Издательство Академ, Ярославль 2007

    Давыдова М.А «Музыкальное воспитание в детском саду» Издательство Наука (М), Москва 2006

    Суворова Т.И. «Танцуй малыш» Издательство Санкт - Петербург 2008

Интернет-ресурсы:

    Сайт: Конспекты занятий с детьми htt :// www . vor . ru / culture / cultarch 192

    Сайт: Все для детского сада htt :// www . ivalex . vistcom . ru

    Сайт: Международный образовательный портал МААМ. ru http :// www . maam . ru /

Приложение 1

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по аппликации в средней группе

«Укрась Матрёшке сарафан»

Цель: Создать атмосферу радости. Вызвать у детей положительные эмоции. Привлекать внимание детей к русской народной игрушке-матрёшке. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой. Учить выделять некоторые детали её костюма.
Задачи:

1)Закреплять умение называть круглую форму

2)Продолжать учить наклеивать детали круглой формы на бумагу

3)Закрепить умение аккуратно намазывать клеем с обратной стороны, наклеивать, прижимая их салфеткой

4)Продолжать учить правильно пользоваться клеем-карандашом, клеенкой,

салфеткой

Материалы к НОД:

- Матрешки (игрушки)

Шаблоны матрешек , на каждого ребенка, из белой бумаги

Кружки, вырезанные из цветной бумаги, 4 вида

Клей – карандаш на каждого ребенка

Салфетки

Клеенка

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Раздается стук в дверь:

Воспитатель удивляясь, спрашивает детей:

Кто это стучит, дети? Не вы?

Ответы детей.

Воспитатель, заглядывая за дверь, спрашивает :

Кто стучит? Кто это к нам в гости пришел?

Заходят матрешки (деревянная игрушка и вырезанная из белой бумаги матрешка )

Воспитатель: Дети, посмотрите к нам в гости пришли подружки – Матрешки!

Матрешки: Здравствуйте, ребятки! Мы пришли к вам в гости. На вас

посмотреть, и себя показать

Воспитатель: Матрешки , мы гостям всегда рады. Даже песню про вас знаем,

хотите послушать?

Матрешки Да, хотим!

Дети вместе с воспитателем поют песню « Матрешки »

После исполнения песенки, Воспитатель обращает внимание детей то, что какие красивые сарафанчики у деревянных матрешек , какие узоры на них, в виде цветов, горошка.

Вдруг раздается плач и все удивляются: Кто это может плакать?

Воспитатель спрашивает матрешку , вырезанную из белой бумаги :- Матрешка , почему ты плачешь? Что случилось?

Матрешка: У всех такие красивые наряды, а у меня наряд белый, без узоров.

Воспитатель: Не расстраивайся! Мы поможем тебе. Правда, дети?

Дети: Да!

Матрешка: А как же вы мне поможете?

Ответы детей…

Воспитатель: А каким узором вы, дети, хотите, украсить сарафан Матрешки ?

Ответы детей…

Воспитатель: Молодцы ребятки! Узоры бывают разные: полосочки, цветочки, и крапинки. А мы с вами украсим сарафан горошками .

Показывая на горошки, воспитатель спрашивает детей :- Скажите, а горошки на какую геометрическую фигуру похожи?

Дети: Круг!

Матрешки хвалят детей за правильный ответ.

Воспитатель предлагает ребятам пройти к рабочим столам, где уже заранее

приготовлены клеенка, клей, шаблоны Матрешек из белой бумаги вырезанные кружки из цветной бумаги, салфетки.

Воспитатель: Давайте, ребятки, наклеим кружки на белый сарафанчик Матрешки и у нее будет сарафан в горошек .

По окончанию работы матрешка говорит :

Дети, я не буду больше плакать. Вот как вы, ребята, украсили красиво мой

наряд. Теперь у меня не просто белый сарафан , а сарафан в горошек .

Спасибо вам! Прощаясь, Матрешки - подружки уходят. Воспитатель предлагает полюбоваться своими работами.

Приложение 2

Сценарий праздника « Матрешки-подружки»

для детей средней группы

Цель занятия: Знакомство детей с народной игрушкой русской Матрёшкой и татарской матрешкой «Миляуша».

Задачи:

1. Познакомить детей с историей Матрёшки.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

3. Развивать интерес детей к народному творчеству.

4. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

5. Воспитывать любовь к народному искусству.

Ведущий:

Эй, круглёшка! Эй, куклёшка!

Распишу тебя сейчас

Перышком своим: Глазки округлим, бровки подведём,

Носик, ротик выведем.

А на платок, кофту, сарафан силы все свои отдам.

Полюбуйтесь на неё: милое существо.

Деревянная круглёшечка - стала вдруг…

Дети: Матрёшечкой!

Ведущий:

Вот она – русская Матрёшка! Образ Матрёшки – образ русской деревенской красавицы – дородной, круглолицей, румяной девицы. Посмотрите, к нам в гости тоже пришли Матрёшки, да непростые. Весёлые и озорные.

Ведущий:

Ай-люли, ай-люли, в гости к детушкам пришли

Весёлые матрёшки – красные сапожки.

Дети исполняют песню

«Матрёшечки»

(под минусовку)

Ребёнок:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть,

Может, три, а может, шесть.

Ребёнок:

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живет ещё одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой –

Будет третья во второй.

Ребёнок:

Половинку отвинти,

Плотную, притертую.

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь её да посмотри,

Кто в ней спрятался внутри.

Ребёнок:

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

А внутри пустая –

В ней живет шестая,

А в шестой – седьмая,

А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Ребенок:

Мы - весёлые сестрицы,

Любим петь и веселиться.

Разноцветные платочки,

Нарумяненные щёчки.

В пёстреньких одёжках в пляс идут матрёшки.

«Русский танец»

Дети танцуют в парах (Вариации на русские народные мелодии)

Ребёнок:

Вот поставленные в ряд,

Сестры-куколки стоят.

Сколько вас? - у них мы спросим

И ответят куклы: восемь.

Ребёнок:

Восемь кукол деревянных

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Всех матрёшками зовут.

Ведущий:

Они и летом и зимой

Любят жить одна в другой.

Принесите им сапожки

И пойдут плясать матрёшки.

Мальчики исполняют « Танец с ложками»

(«Ах, вы, сени…» Русская народная мелодия)

Ребёнок:

Мы – матрёшки, мы круглёшки.

Все мы лаковые одинаковые.

Как плясать пойдем

Только пыль столбом.

Ребёнок:

Мы – матрёшки, мы - сестрички,

Мы толстушки невелички.

Как пойдем плясать и петь

Вам за нами не успеть.

Ребёнок:

Всюду смех и радостные крики

Наши щёчки – ярче земляники!

Только б ноги не устали,

Нет другой печали!

Ведущий:

Ну и музыка играет!

Ноги сами рвутся в пляс!

И нарядные матрёшки

Спляшут весело для вас!

«Танец матрёшек »

Девочки исполняют танец под музыку «Русский танец»

(СД «Ах, карнавал» №19, «Ладушки»)

Ведущий:

Разрумянилась немножко

Наша русская …

Дети: Матрёшка!

Ведущий: Ребята! У русской матрешки много подружек сестричек Познакомьтесь - краса Татарстана – имя нежное – Миляуша!

Станут подружками вместе попляшут. Радость подарят, чтоб пела душа!

Татарский танец « Матрешкалар»

Приложение 3

Анкета для родителей на тему: «Фольклор в жизни детей»

Имеют ли значение в воспитании детей малые фольклорные жанры (сказки, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, былины?_____________________________________________________________________

При чтении детям художественных произведений, уделяется ли внимание малым фольклорным жанрам ?__________________________________________________

Используете ли вы образцы фольклора в общении с ребенком?______________________

Как вы считаете, следует ли в детском саду знакомить детей с произведениями устного народного творчества? Какие малые формы фольклора Вы знаете ?

Какие, используете с детьми? С какой целью?

____________________________________________________________________________

Загадываете ли детям загадки? Как часто?

___________________________________________________________________________

Какие потешки Вы знаете?

__________________________________________________________._______________

Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?

__________________________________________________________________________

Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребенка ?_____________________________________________________________________

Благодарим за участие в анкетировании!!!

Аннотация проекта по художественно-эстетическому развитию «Рождественские каникулы и не только…». (краткое содержание)

Вид проекта – творческий
Участники – дети 2 разновозрастной группы, воспитатели, муз. руководитель, родители
Продолжительность –3 недели
Введение. Актуальность. Проблема.
В наше время существует проблема : отсутствие интереса у детей к изучению культурных традиций своего
народа. А ведь, приобщение и погружение детей в русскую культурную традицию - залог их психического здоровья. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа. К сожалению, сейчас на нас и наших детей обрушился поток западной культуры. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же как, встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси православных праздников, так же как раньше радоваться Рождеству и Святкам, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует: песни, фольклор, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья.
Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Народные праздники по своей сути - духовны и педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и взрослых и детей.
Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времён, создавали богатую духовную атмосферу, которая положительно влияла на духовно-нравственное совершенствование подрастающего и взрослого поколения.
Наша задача: суметь сохранить народную мудрость и передать её нашим детям. И в этом нам может помочь знакомство с историей обрядов, народным творчеством.
Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Гипотеза:
Художественно-эстетическое развитие детей поможет активизировать интерес у детей к изучению культурных традиций русского народа через ознакомление детей с народными традициями празднования Рождества.
Цель : Знакомство детей с народными традициями празднования Рождества
Задачи:
1. Составить план организации творческой деятельности детей.
2. Подготовить информационно – дидактический материал, атрибуты для организации творческой деятельности при участии детей и родителей.
3. Познакомить родителей с особенностями организации и проведения творческой деятельности с детьми дома, дать рекомендации.
4. Организовать творческую деятельность с детьми группы.Этапы работы:
1 этап – подготовительный (10 дней: 30.12.16-08.01.17 гг)
Анализ имеющихся дидактических материалов (литературных произведений, атрибутов, игрушек, музыкального оформления)
Изучение материалов по данной проблеме на основании диагностики детей 2 разновозрастной группы, а так же интернет-ресурсы, методические пособия, опыт других коллег нашего детского сада
Подготовка раздаточного материала для родителей – буклеты.
Составление плана работы, программы, конспектов НОД, тем экскурсий, бесед, наблюдений.
Изготовление поделок с детьми 2 разновозрастной группы в совместной деятельности с воспитателем для выставки «Рождественское чудо»;
Индивидуальное консультирование родителей по изготовлению поделок в совместной с детьми деятельности дома на Семейный творческий конкурс «Ангелочки».
2 этап основной (7 дней: 09.01.17-15.01.17 гг)
Знакомство с устным народным творчеством: заклички, потешки, связанные с Рождеством, потешки, русские народные сказки.

Реализация плана совместной деятельности родителей с детьми, индивидуальная работа по запросам родителей и оказание помощи.
Реализация плана совместной деятельности воспитателя с детьми. НОД по художественно-эстетическому развитию «Рождество».
Подготовка и оформление выставки «Рождественское чудо», «Ангелочки»
Проведение итогового Семейного творческого конкурса «Ангелочки».

3 этап заключительный (5 дней: 16.01.17020.01.17гг)
Проведение педагогической диагностики по художественно-эстетическому развитию детей 2 разновозрастной группы.
Анализ проведенной работы и обобщение опыта.
Участие в работе педагогического совещания.

Результаты проекта
1. Собран материал по данной проблеме.
2. Составлены программа, план работы, тем экскурсий и прогулок, написан конспект НОД по художественно-эстетическому развитию.
3. Проведена экскурсия в сельскую библиотеку.
4. Изготовлены:
Поделки для выставки «Рождественское чудо» и Семейного творческого конкурса.
Буклеты-рекомендации для родителей.
Афиша к Семейному творческому конкурсу.
5. Оформлены выставки и определены победители (участники получили сертификаты.
6. Проведены:
Семинар с родителями по ознакомлению с проектом.
НОД по развитию художественно-эстетического развитию 2 разновозрастной группе.
Индивидуальное консультирование родителей
Экскурсия в сельскую библиотеку.
Конкурс. Вручение грамот Семейного конкурса «Ангелочек».
Педагогическая диагностика детей. Результаты обсуждены за «круглым столом».
Выступили на педагогическом совете.

Оценка результатов
Мероприятия:
1. Заседание
2. Заседание рабочей группы. Сбор информации
3. Заседание рабочей группы. Работа над программой
4. Консультации с родителями по ознакомлению с проектом. Цель: Организация совместной деятельности родителей с ребенком дома
5. НОД «Рождество». Цель: Выполнение коллективной поделки.
6. НОД «Снеговик». Цель: Выполнение аппликации
7. НОД «Волшебные снежинки». Цель: Выполнение коллективной поделки.
8. НОД (2 занятия) «Традиции и культура русского народа». Цель: Приобщение детей к народным традициям через песни и танцы
9. Индивидуальное консультирование родителей. Цель: Оказание помощи в процессе создания поделок
10. Экскурсия в сельскую библиотеку.
11. Выставки: Коллективная поделка «Рождественское чудо» и Семейного творческого конкурса «Ангелочек».
12. «Круглый стол». Проведение педагогической диагностики речевого развития детей.Презентация проекта.

Количественная оценка
1. 7 чел.
2. 3 чел.
3. 2чел.
4. Родителей: 17чел
Детей: 15 чел.
5. Детей: 16 чел
6. Детей: 17 чел
7. Детей: 18 чел
8. Детей: 15 чел
9. Родителей: 13 чел
10. Детей: 17 чел.
11. Детей: 15 чел.
12. 5 чел.

Качественная оценка
1. Создана рабочая группа. Распределены обязанности.
Проанализирован имеющийся дидактический материал (литературные произведения, атрибуты, игрушки. Изучен материал по данной проблеме (интернет-ресурсы, методические пособия, опыт коллег и т.д.).
2. Проведена диагностика по художественно-эстетического развитию детей нашего детского сада
3. Подготовлены буклеты и рекомендации для родителей, так же план работы, программы, темы НОД, экскурсий, прогулок и т.д.
4. Изготовлена афиша к конкурсу «Ангелочек».
5. Розданы буклеты, ознакомлены с проектом, даны рекомендации.
6. Выполнена коллективная поделка, аппликация, познакомились с народным творчеством.
7. Прочитали заклички, русские народные сказки, пели песенки, потешки, связанные с Рождеством, потешки, изучали русские народные танцы. Фотоматериалы.
8. Изготовлены поделки родителями совместно с детьми дома.
9. Проведена беседа. Фотоматериалы.
10. Оформлены выставки. Подведены итоги конкурсных работ. Видеоматериалы. Фотоматериалы.
11. Проведена диагностика.
12.Результаты обсуждены за «круглым столом». Принято решение выступить на педагогическом совете. Аналитический отчет.

Средства.
1. Дидактический материал (литературные произведения, атрибуты, игрушки, интернет-ресурсы (название сайтов), методические пособия, опыт коллег и т.д.).
2. Музыкальное оформление, атрибуты, костюмы по теме праздника
3. Буклеты, рекомендации для родителей и детей
4. Афиша к конкурсу.
5. Музыкальный зал.
6. Ноутбук, интерактивная доска для презентации и проведения мероприятий по проекту, музыкальный центр, принтер.
7. Бумага А4, файлы, папки и т.д.
8. Материалы для рисования, аппликации, танцев.
9. Сборник русских народных сказок и потешек.
10. Список литература.

Кадры:
Рабочая группа:
Руководитель проекта: воспитатель С.В. Аржанова, стаж 9 лет, (собирает материал по данной проблеме, составляет план работы, пишет сценарий, готовит материал для раздачи родителям, материл для индивидуального консультирования для родителей, оформляет и проводит презентацию проекта, составляет план НОД и творческого занятия, оформляет и проводит их, участвует в написании сценария, проводит консультирование родителей)

Сотрудники:
Музыкальный руководитель, Т.С. Рахвалова, стаж 2 года, (подбирает музыкальное оформление к НОД)

Дети 2 разновозрастной группы (изготавливают поделки с воспитателем и родителями и учат текст песенок, потешек)

Жизнеспособность проекта
По окончанию проекта на заседании рабочей группы была выстроена дальнейшая работа по данной проблеме в дошкольном учреждении. Наработанные и раздаточные материалы помогут в совместной деятельности по развитию связной речи и эмоциональности у детей 2 разновозрастной группы.

Следует отметить, что работа велась в направлении художественно-эстетического развития как совместная деятельность детей с педагогом, так и детей с родителями:
1. Чтение художественной литературы:
Потешки: «Как на тоненький ледок», «Ой мороз, мороз…», «Коляда, коляда! А бывает коляда…», !Коляда, коляда, ты подай пирога…!, «Как пошла коляда…»
Русские сказки: «Снегурочка», «Зимовье зверей», «По щучьему веленью…», «Двенадцать месяцев», «Старик-годовик», «Мороз Иванович», «»Елка» В. Сутеев
2. Художественное творчество:
Волшебные снежинки (НОД, знакомство с народным творчеством)
Снеговик (аппликация, НОД)
«Ангелочек» (совместная поделка детей и родителей во время рождественских каникул, проведен Семейный творческий конкурс)
Коллективная поделка «Наше творчество» (НОД тема «Рождество», изготовление фигурки по схеме, оформлена коллективная поделка)
3. Разучивание песенок, закличек, танцев.
4. Колядование. (дети и родители, во время рождественских каникул)
5. Составление сказок, рассказов по теме «Рождество»
Проведены беседы по теме проекта. Состоялась экскурсия в Звездинскую сельскую библиотеку, где детям было рассказано об истории празднования на Руси.
Во время рождественских каникул дети с родителями посетили народные гуляния в нашем поселке, Безенчуке, Чапаевске. В канун Рождества дома вместе с мамами приготовили традиционное блюдо: кутью, ходили колядовать. Дети с воодушевлением рассказывали, как замечательно они провели время с родителями, в кругу семьи.
Дети стали чаще использовать в активной речи: потешки, считалки, скороговорки, загадки. Приобщили родителей к использованию традиций русской, народной культуры в семейном воспитание детей: во время рождественских каникул родители постарались как можно больше времени провести с детьми, не смотря на свою занятость, так как не секрет, что основная масса работает по сменам.
На педагогическом совете выйти с предложением реализовать данный проект в 1 разновозрастной группе нашего детского сада, затем – на Районное методическое объединение.

Список литературы:
1. Аникин В. П. «Живая вода»: {Вступительная статья}// Сборник русских народных песен, сказок,
пословиц, загадок. М., 1987.
2. Василенко В.М. Народное искусство, М., 1974.
3. Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры: В 5 вып. / Запись, нотация, составление Г. Науменко. М., 1977-1988
4. Князева О.А., Маханева М.Д. приобщение детей к истокам русской народной культуры: Праграмма. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. Перераб. И доп. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО_ПРЕСС», 2016. – 304 с.: ил.
5. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л. 1987
6. Морохин В.Н. Сказки родного края. Горький. 1978
7. Мудрое слово. Русские пословицы и поговорки / Сост. А.А. Разумов. М., 1957
8. На буяне, славном острове: Сб. русского фольклора / Сост. и обраб. Н. Колпаковой. Л., 1976
9. Русские народные сказки / Сост. А. Нечаев, Н. Рыбаков. М., 1956
10. Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность // Программа «Обновление гуманитарного образования в России». М. 1994

Приложение. Фотоматериалы.

Проект

по художественно-эстетическому

развитию в 1-ой младшей группе
«Весёлые ладошки»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Актуальность проекта.

Художественно-эстетическое воспитание и развитие детей осуществляется в изобразительной, музыкальной, театрализованной и игровой деятельности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Дети первой младшей группы очень любят рисовать, лепить, мастерить, но у них не хватает творческих навыков и способностей для выражения своего замысла. Чтобы вызвать у детей интерес к изобразительной деятельности и способствовать развитию творческого потенциала у ребенка, рекомендуется использовать нетрадиционные изобразительные техники.

Все знают о роли развития мелкой моторики: связь с речевым центром, развитие зрительно-моторной координации, ловкости и точности движения, развитие кисти и пальцев, и многое другое.

Предлагаемый проект позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Проблема: у детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук и тонкая двигательная координация кистей, слабо развито умение ориентироваться на плоскости, недостаточный уровень речевой активности.

Цель: Формировать познавательную, речевую, исследовательскую деятельность через художественно - эстетическое развитие детей.

Срок проекта: 6 недель.

Участники проекта: дети 1-ой младшей группы, родители, воспитатель.

Задачи для детей:

  1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые исследовательские способности, моторику рук, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
  2. Развивать умения в продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, конструирование);
  3. Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положении их в пространстве.
  4. Способствовать развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, творческих способностей.

Задачи для родителей:

1.Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

  1. Привлекать родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.
  2. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Результат:

  1. Дети научились рисовать штрихи разной величины, освоили технику рисования пальчиками, получения изображения способом «принт». Умеют делать шар и цилиндр из любого пластического материала, знакомы пластилинографией и тестопластикой, умеют конструировать башни, мебель и некоторые виды транспорта из деревянного конструктора.
  2. Пополнилась предметно - развивающая среда по художественно-эстетическому развитию (появились центры по сенсорному развитию «Исследователь», и художественно –эстетическому развитию «Волшебные кисти».)
  3. Сформировались элементарные речевые навыки у детей.
  4. Появился интереса к познанию окружающего мира.
  5. Сформировался небольшой опыта у родителей по организации познавательной и игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза:

Если воздействовать на чувства ребёнка с помощью познавательной деятельности, изобразительного творчества, то возможно сформировать любознательную, всесторонне развитую личность.

Методы проекта:

Наблюдения;

Экспериментальная деятельность;

Рассматривание альбомов и репродукций картин;

Познавательно игровые занятия;

Продуктивная деятельность.

Этапы проведения и реализации проекта:

  1. 1. Информационно – накопительная:

Изучение интереса детей для определения цели проекта; сбор и анализ литературы для работы с детей и родителями. Подбор художественной литературы для чтения детям, репродукций для рассматривания. Разработать игротеку дидактических игр и упражнений.

  1. 2. Организационно – практический:

Проведение игровых занятий;

Разработка и проведение экспериментов;

Чтение художественной литературы;

Создание презентаций;

Разукрашивание готовых картин;

Развитие игровой деятельности;

Расширение знаний сенсорных эталонов с помощью дидактических упражнений;

Проведение выставок детских работ.

3. Заключительный этап:

Предоставить результаты проведённого проекта на районном методическом объединении, обсудить все достигнутые результаты.

Ольга Кислицына
Исследовательско-творческий проект по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Палитра времен года»

Актуальность проекта :

В наше время проблема художественно-эстетического развития личности , формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности. Педагогика определяет художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве. Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей : воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве важное условие духовной жизни человека. Красота и многообразие природы во всякое время года , изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать.

Актуальность данного проекта продиктована нашим желанием помочь родителям «вернуть» современных детей на лоно родной природы, увлечь живописью и дизайнерским искусством, помочь в создании реального и прекрасного мира. Если взрослые научат ребенка любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, – у ребенка разовьется чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубине, познает окружающий мир. Эстетическое восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима художественно -творческая деятельность.

Тип проекта : исследовательско-творческий .

Мы определили тип данного проекта , как исследовательско-творческий , где дети имеют возможность проводить исследования в природе , экспериментировать с красками, цветовым решением, а затем оформлять результаты своей творческой деятельности в виде детского дизайна или выставках-презентациях творческих работ.

Цель проекта .

Целью данного проекта является знакомство детей с дизайнерским искусством, способствовать их эмоциональному и эстетическому развитию , воспитывать доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, доставлять детям радость и вдохновлять на творчество.

Задачи проекта .

В соответствии с поставленной целью были определены задачи :

Научить воспринимать художественные образы , отражать в работах явления природы в разное время года различными средствами искусства;

- развивать творческие способности в сфере художественно -эстетической деятельности, формировать интерес к эстетическому восприятию;

Воспитывать интерес к самостоятельной художественно -творческой деятельности, реализовать потребности детей в самовыражении.

Реализация проекта .

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи художественно-эстетического развития дошкольников . Отсюда вытекает необходимость уделить особое внимание вопросу взаимосвязи умственного и эстетического воспитания при ознакомлении старших дошкольников с природой .

Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней помогают целевые экскурсии в природу. Чаще всего основная цель экскурсии - формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения.

При работе с детьми подготовительной группы мы помогаем им открыть красоту окружающих их явлений, заметить в обычной вещи или привычном явлении что-то новое и необыкновенное. Через это стараемся мотивировать их к действию, вносящему эту красоту окружающего мира живой природы в повседневную жизнь ребенка. Для этого во время прогулок мы с детьми обращаем внимание на краски и колорит, свойственные каждому времени года , обсуждаем, чем краски лета отличаются от красок осени, зимы или весны. Замечаем, в какое время присутствуют в облике окружающей природы холодные тона, в какое время преобладает теплый колорит.

Во время зимних прогулок мы предлагаем детям обратить внимание на то, как лежит снег, как он покрывает ветки и крыши домов, какую песню напевает нам метелица. В весенний период наблюдаем пробуждение природы после зимнего сна, прислушиваемся к звону капели, журчанию ручья. Летом радуемся яркому солнцу, теплому ветерку, многообразию зелени. Все это разнообразие дети отражают в своих рисунках : «Вот и осень наступила» , «Зимние кружева» , «Елочка пушистая – от снега серебристая» , «Ранняя весна» , «Пробуждение природы» , «Волшебный цветок» и многое другое. Таким образом, мы стараемся научить детей создавать образ пейзажа определенного времени года , выбирать средства художественной выразительности , отображать окружающую их действительность с помощью средств изобразительного искусства на занятиях по рисованию.

Во время творческих занятий мы с детьми изучаем репродукции картин художников-пейзажистов И . Шишкина, И. Левитана, А. Саврасова которые соответствуют разнообразию времен года . В результате таких занятий с использованием визуальных и поэтических художественных произведений мы обратили внимание на то, что изобразительное творчество детей наполняется новым содержанием. Они более осмысленно и более ответственно стремятся относиться к окружающему их миру природы. Для обогащения знаний детей о природе, о поведении в ней человека мы используем слайды, видеофильмы, мультфильмы, иллюстрации, литературные произведения (сказки, рассказы, стихи, наглядные пособия и многое другое. Все эти средства имеют большое педагогическое и психологическое значение. Они развивают у ребенка эстетический вкус, познавательную сторону.

В своих наблюдениях за воспитанниками мы обратили внимание на то, что в ходе ежедневных занятий по изучению красоты живой природы с помощью средств искусства, дети более бережно и более эмоционально начинают воспринимать явления окружающего их мира. Это отражается в их рисунках и в самом процессе познания во время ежедневных прогулок с детьми, что использование средств художественного слова помогает эстетическому воспитанию дошкольников , пробуждает в них интерес к окружающему, развивает эстетический вкус и эмоциональную сферу ребенка.

Мы обратили внимание на то, что уровень эмоциональности восприятия окружающих картин живой природы у детей очень сильно зависит от самих природных циклов. Так, во время весенних прогулок дети особенно сильно радовались после зимы ярким солнечным ручьям и капели, прилету первых птиц и появлению первой травки. Рисунки детей в это время были особенно красочными и теплыми, в них преобладали теплые цветовые оттенки.

На занятиях по рисованию мы стараемся предлагать детям использовать не только цветные карандаши и краски, а также другие средства художественного выражения . Это позволяет детям лучше развивать мелкую моторику рук , эмоциональную сферу и творческое начало.

Во время экспериментальных творческих работ с фломастерами, мелками, пластичным материалом дети улучшают свою координацию движений, улучшают память и логическое мышление. Использование разнообразных средств художественного творчества не только позволяет детям привить новые навыки, но и будит их фантазию, позволяет по своему отобразить увиденное на прогулке в рисунке.

В работе с детьми мы отводим много времени их самостоятельной творческой деятельности, мотивирую их стремление к самовыражению. Для этого в группе создан уголок творчества, где подобраны различные материалы для рисования и творческой деятельности.

Дети сами выбирают, чем они будут рисовать. Для мотивации интереса у воспитанников к рисованию мы регулярно показываем им способы рисования или другие приемы традиционного изобразительного искусства. Кроме этого активно используем нетрадиционные методики живописи, такие как рисование пальцами, ладонями, углем, использование мятой, сырой бумаги или ткани, трафаретов и многое другое. Каждый опыт ребенка оцениваем положительно, независимо от того, как ему удалось овладеть новыми средствами самовыражения.

В нашей работе широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает творческую деятельность, если мы создаем разнообразные игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

К примеру : «Что перепутал художник , «Подбери краски и материал в соответствии с временем года », «Ты начнешь, а мы продолжим» , «Цветное лото» , «Что хотел рассказать художник в своей работе и многое другое. Важнейшее значение игры заключается в том, что она является такой формой организации жизни детей, при которой складываются определенные взаимоотношения между ними. Незатейливые игры в природе доставляют много радости детям и в то же время развивают их наблюдательность , воображение фантазию, обостряют восприятие прекрасного.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду, но велика и роль семьи. Идея и цель проекта , предложенные на родительском собрании и освещенные в консультациях, папках-передвижках, заинтересовали родителей и способствовали их активному участию в создании продуктов проекта . Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником , но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус , музыкальный слух, элементарные навыки рисования. Мы помогаем родителям создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей, рассказываем о важности эстетики быта, советуем, что читать детям, какие диски для слушания музыки приобрести, добиваемся, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества : альбом, карандаши, фломастеры, краски, игрушки, книги и многое другое. Учим родителей с уважением относиться к рисункам детей, поощрять их творческие проявления.

Установление преемственности в эстетическом воспитании дошкольного учреждения и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать маленький человек.

Результаты проекта .

За период 2015 – 2016 учебного года наметились результаты в ходе реализации проекта :

Наши воспитанники являются постоянными участниками муниципальных конкурсов детского творчества. Их рисунки сейчас отличаются разнообразием, высокой техничностью, оригинальностью, широким выбором выразительных средств. Дети располагают значительными потенциальными возможностями, и в процессе занятий изодеятельностью у них формируется интерес к итогам своей работы, внимание, ориентация на листе бумаги, воспитывается аккуратность, усидчивость, развивается мелкая моторика рук . Дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках , ставить цели и выполнять их. Дети научились взаимодействию друг с другом, они с радостью участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов.